Главная » 2017 » Декабрь » 8 » Туристские системы Италии
01:41
Туристские системы Италии

Туристские системы Италии

Возникающие туристские системы характеризуются совокупностью факторов, прямо или косвенно вовлеченных в процесс формирования турпродукта, отвечающего многочисленным запросам потребителей туруслуг.

Взаимное пересечение разнообразных интересов, которое характеризует туристскую систему, придает маркетинговой политике этого сектора особое своеобразие. Ставится задача не просто продвигать единичный продукт на туристском рынке для успешной реализации, но также анализировать, оценивать и грамотно управлять комплексом процессов социологического, культурного и экономического характера. Тех, которые будут склонять потребителя к определенному выбору: направления, формулы путешествия, средства передвижения и других составляющих предлагаемого турпродукта.

Преодоление разобщенности

В 90-е годы в туротрасли Италии были предприняты попытки стратегического планирования на областном и национальном уровнях с целью экономического развития и защиты территориальных ресурсов, представляющих туристскую ценность. Появились местные системы туристского предложения, когда продукт-территория выходил на рынок как комплекс всех имеющихся туристских ресурсов. Однако эти попытки не привели к резкому усилению конкурентоспособности Италии на международных туристских рынках. Следовало менять туристскую политику и концепцию развития отрасли в стране.

В 2001 г. в Италии был принят закон под названием „Реформа национального законодательства о туризме” (далее – закон 135/2001). Его основная цель, с учетом стратегической значимости туризма в экономическом и социальном развитии страны, – определить роль администраций разного уровня в управлении отраслью. И прежде всего – в разработке и осуществлении политики, которая позволит усилить конкурентоспособность страны на туристских рынках.

Главная новация этого закона – нормативное положение о местных туристских системах – свидетельство появления новой концепции развития туризма в стране. Эта законодательная норма направлена на стимулирование эффективных процессов на всей территории Италии, способствующих обновлению и развитию туротрасли и позволяющих создать комплексный системный подход к управлению территорией, ее ресурсами. А также преодолеть существовавшую в стране разобщенность. Первая часть статьи 5 закона 135/2001 дает следующее определение местным туристским системам: „Под местными туристскими системами понимают общность однородных или интегрированных условий туризма, объединяющих даже территориальные зоны, расположенные в разных областях, которые характеризуются комплексным предложением культурных и природных благ и туристской привлекательностью. Включая типичные сельскохозяйственные продукты и изделия местных ремесленников. Или широким присутствием отдельных или ассоциированных предприятий”. Если до принятия этого закона области определяли „значимые для туризма территориальные округа”, где концентрировалась деятельность по привлечению туристов, что практически не давало возможности развиваться менее известным в туристском отношении зонам, то целью нового закона было создание условий для развития всех и, прежде всего, депрессивных районов страны.

Области, согласно закону, должны „признать” местные туристские системы. Однако в законе нет прямых указаний на то, какие юридические действия должны быть для этого совершены. Речь, видимо, идет о разработке правил создания таких систем, а также о достижении интеграции между политикой в области туризма, политикой территориальных властей и экономическим развитием. Иными словами, это положение закона можно понять так, что местные туристские системы должны создаваться внутри систем развития соответствующих территорий. Вариантов организации местных туристских систем множество. Ряд областей очень осторожно, иногда не очень охотно, подходит к решению этого вопроса. Одни уже приняли соответствующие законы (Марке, Умбрия), другие (Лигурия, Лацио, Ломбардия) их только разрабатывают. Некоторые области провели недавно модификацию туристской организационной структуры, поэтому приступать к созданию местных туристских систем в ближайшее время не собираются.

Влияние на процесс создания таких систем оказывают и программы государственного финансирования, осуществляемые совместно Европейским Союзом, Италией и ее областями. В программе, разработанной на период с 2000 по 2006 гг. участвуют шесть областей: Сицилия, Сардиния, Апулия, Калабрия, Кампания и Базиликата. В общие программы развития включаются и стратегические комплексные проекты по туризму. Осуществление в Сицилии одного из таких проектов под названием „От традиционного туризма к объединенной туристской системе” привело к созданию местной туристской системы „Салинунтинские термы”, которая объединила усилия 15 коммун острова.

В Эмилии-Романье в середине 90-х возникла форма сотрудничества под названием „объединение продукта”, чем-то похожая на местные туристские системы. Такой способ привлечения туристов призван привести туристскую деятельность в соответствие с наиболее конструктивными и современными элементами других хозяйственных структур области, а также экономики и культуры. Инновация заключалась в появлении на туристском рынке новых действующих лиц – представителей Итальянского союза торговых палат, разных ассоциаций и предпринимателей. Началось сближение систем продвижения туристского продукта и сетей сбыта, проявились способности участников процесса гостеприимства к кооперации. Преодолев логику „ливневого финансирования”, они получили возможность участвовать в финансировании совместных проектов. Главное новшество – все эти вопросы решались исключительно на месте предоставления услуг. Существует несколько условий для „объединения продуктов”. Они обязательно должны быть смешанного типа – при участии государственных организаций и частных лиц. Объединения должны быть самоопределяющимися, и присоединение к ним происходит на добровольной основе.

Для реализации годовых программ, составленных такими объединениями, администрация области может принять участие в совместном финансировании проектов, разработанных отдельными участниками объединений. Кроме того, финансируется информационная сеть на областном уровне, обеспечивается участие в финансировании местных инициатив провинций и коммун.

В настоящее время на территории Эмилии-Романьи действуют объединения: „Адриатическое море и берег”, „Города искусств, культура и бизнес”, „Апеннины” и „Термы и оздоровление”.

Область Марке одной из первых начала активно внедрять в жизнь нормы закона 135/2001, признав десять местных туристских зон, представленных на Миланской туристской бирже в 2003 г. Законодательно определены параметры, которые служат основанием для создания местных туристских территорий. К ним относятся:

значимость туристской территориальной зоны: размеры территории, типология продукта, интеграция;

наличие или возможность развития нескольких видов туризма – пляжный, горнолыжный, деловой, спортивный, религиозный и так далее;. наличие государственных и частных субъектов: ассоциации и туристские фирмы, средства размещения – на территории должно быть не менее 1500–2000 мест в классифицированных по местным законам гостиницах и другое;

размеры туристских потоков, существующие туристские ресурсы, рекреационные возможности, предложения по размещению и прочее;. самостоятельное определение участниками форм деятельности.

Для „признания” местной туристской системы недостаточно наличия указанных выше параметров и инициативы местных территорий. Необходимо представить в область основные направления проекта туристского развития, форму функционирования системы, включая управление, название и логотип, описание подходящего для коммерциализации продукта.

В Умбрии определены областные нормы создания местных туристских систем. Здесь таких систем 12. В одну из них – „Тразименское озеро” – входят 8 коммун, на территории которых 400 различных средств размещения. В 2002 г. в этой зоне зарегистрировано более миллиона туристских прибытий. Территория богата природными и культурными памятниками, располагает возможностями для активного туризма, занятий многими видами спорта. Еще до принятия закона в области было налажено сотрудничество не только среди предприятий, предоставляющих туристские услуги, но и с производителями товаров, с торговыми организациями. Договор о создании местной туристской системы „Тразименское озеро”, подписанный 6 августа 2001 г. стал первым соглашением такого рода в Италии.

Разработана и действует насыщенная программа продвижения туристских возможностей этого района. Она предусматривает сотрудничество с представителями туристских регионов других европейских государств по созданию сети озер, принимающих туристов на принципах устойчивого развития туризма. В этой системе активно участвуют ассоциации городов, производящих вино и оливковое масло, а также представители фирм, выпускающих товары широкого потребления.

Финансовая поддержка местных туристских систем

Государство не только провозгласило принцип создания местных туристских систем и законодательно его закрепило, но и предусмотрело поддержку, в том числе финансовую, для проведения этого принципа в жизнь.

Законом 135/2001 создан Фонд совместного финансирования туристского предложения. Фонд является инструментом дальнейшего стимулирования развития туротрасли Италии и поддержки местных туристских систем. Он также используется для осуществления валютных интервенций и дополняет систему уже действующих финансовых инвестиций в туризм. установленных принятыми в 1992 – 1997 гг. законами.

Критерии и условия распределения средств, которые находятся в распоряжении Фонда, определяются, после получения согласия Унифицированной конференции, распоряжением Министерства производственной деятельности, при котором этот Фонд создан. Между областями и автономными провинциями Тренто и Больцано распределяются 70% средств Фонда. Остальные 30% распределяются на основе результатов ежегодно объявляемого конкурса. Для участия в конкурсе области представляют разработанные, с учетом мнений местных организаций и заинтересованных ассоциаций, планы инвестиций, направленные на улучшение туристского предложения. Включая развитие местных туристских систем, с обязательством покрытия из собственных фондов не менее 50% предусмотренных планом расходов.

Финансирование проектов развития местных туристских систем из Фонда совместного финансирования туристского предложения допускается в случае, если эти проекты ставят перед собой следующие цели:

поддерживать процессы присоединения и интеграции среди туристских предприятий, в том числе в кооперативной, семейной и аффилированной форме;

Туристские системы Италии

осуществлять поддержку межотраслевого и инфраструктурного вмешательства, необходимого для аттестации туристского предложения и повышения качества объектов, принимающих и обслуживающих туристов, градостроительных и территориальных характеристик населенных пунктов с высокой плотностью размещения;

способствовать использованию технологических новшеств в работе бюро информации и приема туристов, уделяя повышенное внимание единой терминологии и стандартам услуг;

поддерживать переаттестацию туристских предприятий, отдавая предпочтение тем, где предоставление туристских услуг приведено в соответствие с нормативами безопасности, классификации и стандартизации. Обратить особое внимание на сертификацию по экологии и качеству, на участие в клубах продукта и защиту репутации местного турпродукта;

продвигать телекоммуникационный маркетинг типичных туристских проектов для оптимизации продаж услуг в Италии и за рубежом.

Необходимо заметить, что проекты развития местных туристских систем, представляемые межобластными кругами, могут также частично финансироваться из „Единого фонда льготной поддержки предприятий”. Что соответствует распоряжению Министерства производственной деятельности от 18 ноября 2003 г. разрешившему использовать средства данного фонда для участия в совместном финансировании проектов развития, осуществляемых местными системами туризма, расположенными на территории нескольких областей.

Закон 135/2001 предусматривает, что в дальнейшем могут устанавливаться привилегии и приниматься другие меры, способствующие развитию местных туристских систем. В особенности тех, где участвуют коммуны, в которых не менее трех месяцев в году число прибывающих туристов во много раз превышает численность местного населения.

Пакт о качестве. Обновление начинается „снизу”

Принятый 18 октября 2001 г. Конституционный закон внес коррективы в нормы Основного закона Итальянской Республики, определяющие административные и законодательные права областей, провинций и коммун. Закон утвердил новую редакцию статьи 118 Конституции, закрепившую передачу коммунам всех административных функций. За исключением тех случаев, когда для обеспечения унитарного исполнения эти функции передаются провинциям, городам-метрополиям, областям или государству. В этой же статье содержится положение о том, что „государство, области, города-метрополии, провинции и коммуны содействуют самостоятельным инициативам отдельных граждан или их ассоциаций по осуществлению деятельности, затрагивающей общие интересы, на основе принципа субсидиарности”.

Применение принципа субсидиарности закреплено Договором о Европейском Союзе. Согласно положениям Договора, данный принцип должен применяться в случаях, когда усилиями отдельных государств-членов достижение стоящих перед Союзом целей невозможно. Когда необходимы совместные действия, и осуществление этих действий становится делом самого Союза.

Применяя принцип субсидиарности на национальном уровне, государство осуществляет свое вмешательство лишь в исключительных случаях. Оно не должно заниматься деятельностью, которой более эффективно могут заниматься частные лица. А ограничиваться обеспечением экономической системы, общественными благами, которые сам рынок произвести не может. В отношениях между административными органами разного уровня этот принцип требует, чтобы вышестоящие помогали нижестоящим добиваться поставленных ими собственных целей. При этом, не подменяя их в управлении процессом, а заменяя лишь в случае крайней необходимости. И не внося корректив в поставленные ранее цели.

Используя принцип субсидиарности, итальянский закон (№ 59 от 15 марта 1997 г.) предоставил коммунам, провинциям и горным округам права на осуществление большинства административных задач и функций, в соответствии с территориальным, ассоциативным и организационным пространством. За исключением функций, несовместимых с этим пространством. Их властям, территориально и функционально наиболее близким к заинтересованным гражданам, вменяется публичная ответственность, что должно способствовать исполнению социально значимых функций и задач со стороны семей, ассоциаций и сообществ. Закон 135/2001, создавший местные туристские системы, обеспечил условия, способствующие самостоятельной работе коммун и провинций по созданию проектов туристского развития и их реализации. Поэтому работа по созданию местных туристских систем будет осуществляться „снизу” – коммунами, предприятиями, ассоциациями и так далее.

Чтобы области их „признали”, создатели местных туристских систем – от коммун и провинций до предпринимателей, от ассоциаций до функциональных управлений – должны будут определить новые параметры для территориальных зон, обладающих преимуществами конкурентного развития. Такого, которое обеспечит им выход на рынок с комплексными и качественными предложениями, поможет привлечь туристов, стимулировать спрос.

Следует принять во внимание, что в местных администрациях слабо осознают свою способность выступать в роли активных „строителей” эффективных моделей территориального планирования для привлечения туристов. Исторически так сложилось, что местные администрации всегда имели дело с промышленными и сельскохозяйственными производителями. Определяя влияние производителей на развитие территории, они привлекали их к участию в самом процессе. Общаясь с представителями турбизнеса, местные администрации не смогли почувствовать такого влияния на развитие территории по причине комплексности факторов, обеспечивающих развитие туризма. Поэтому туристским предприятиям и местным администрациям предстоит совместно найти абсолютно новые формы сотрудничества и взаимной поддержки общих начинаний.

Оценив сложившуюся обстановку, Национальная ассоциация итальянских коммун (ANCI) и Союз итальянских провинций (UPI) предложили своим членам выступить с инициативой на местах и сделать первые шаги по обновлению национального туризма. По инициативе этих организаций 9 марта 2001 г. (закон принят 1 марта) во Флоренции состоялся съезд итальянских туристских коммун (всего в Италии 8101 коммуна). На съезде была принята Флорентийская Хартия „Коммуны – за качество функций гостеприимства местных туристских систем”. Принятие Хартии позитивно оценено Европейским Союзом, ее положения приведены в итоговом документе рабочей группы ЕС „Повышать качество туристских продуктов”.

Хартия, в частности, отмечает, что коммуна является государственным субъектом, первым гарантом качества предлагаемых услуг. В документе говорится, что местные туристские системы берут на себя стратегическую роль по возрождению конкурентоспособности и привлекательности территорий в продвигаемом на мировых рынках имидже „Марка Италия ”. Сохраняя при этом специфику и своеобразие местной „марки”.

Хартия декларирует, что „местные туристские системы должны быть организованы и управляемы согласно стратегии устойчивого туризма, нацеленной на поддержку и сохранение базовых ресурсов, прежде всего, окружающей среды. Стратегическое программирование местных туристских систем способствует формированию менеджмента, увеличению занятости, улучшению экономической, социальной и культурной характеристик территории”.

Каждая местная туристская система представляет собой самобытное туристское направление. Эта самобытность определяется характерными особенностями, к которым относятся образ жизни, народные традиции, местные специфические товары, природные ресурсы района. Перечисленные особенности влияют на конкурентное позиционирование на туристском и других рынках. Поэтому коммуны предложили заключить между государственными и частными субъектами, участвующими в местных туристских системах, пакт о качестве. Он будет способствовать, прежде всего, повышению уровня обслуживания туристов, сохранению и рациональному использованию имеющихся ресурсов и созданию легко доступной единой информационной системы.

Системный подход к развитию туризма

Туристские системы Италии

Местная туристская система создается на территории, где проживающее сообщество готово взять на себя ответственность в отношении дальнейшего развития туристских связей, оптимизации экономической и социальной ситуации.

В создании системы должны участвовать все присутствующие и взаимодействующие на данной территории субъекты. В первую очередь, те, кому предстоит наметить общий системный и интегрированный проект необходимых мер: центры территориального планирования, социологи, архитекторы, географы, градостроители, экономисты и прочие. А также те местные институты, которые будут координировать процесс интеграции ресурсов, создавать их хорошо узнаваемую туристскую идентификацию. И, наконец, те, кто сможет оснастить систему удаленных комплексов обслуживания и необходимую инфраструктуру современным оборудованием для эффективного управления и использования в целях туризма. Особое значение приобретает туристское предложение местной системы при выходе на рынки. Оно должно включать весь комплекс материальных и нематериальных ресурсов, совокупность структур, инфраструктур и услуг, используемых туристами, характеристику функциональных связей и принципов взаимодействия этих компонентов.

Основная новация при создании местных туристских систем: с одной стороны, включение туризма в общий производственный процесс, происходящий на соответствующей территории, с другой – включение в состав туристского продукта товаров, производство которых характерно исключительно для данной территории.

Такой системный подход к развитию туризма дает возможность укрепить взаимосвязи, порождаемые отраслью на территориальном и экономическом уровнях, достигнуть согласия между участниками объединенного производственного процесса. Наконец, выработать подходящую маркетинговую стратегию, способную обеспечить успех на международном уровне.

Происходит эволюция организационных форм управления туризмом и методов продвижения туристского продукта на рынки. Появились местные системы, внутренняя структура которых еще до конца не сформировалась. Неясным остается и вопрос об их внешних успехах, чтобы окончательно судить об эффективности таких систем. Велика вероятность того, что местные туристские системы будут объединять территории, принадлежащие к разным провинциям и областям, что допускается принятым законом. В таком случае местные туристские системы, по-видимому, будут носить экспериментальный характер, а успех или неуспех таких объединений определит туристский рынок.

Однако абсолютно ясно, что с помощью таких систем территориальные ресурсы могут приносить хорошие доходы.

Владимир НОВИКОВ

Высшее образование в Италии. Университеты Италии

Категория: Круизы | Просмотров: 12 | Добавил: haka212564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar