Главная » 2016 » Январь » 17 » Функции индустрии туризма
02:47
Функции индустрии туризма

Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

Раздел 3. ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ

ТЕМА 9. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ОТРАСЛИ

9.1. Функции индустрии туризма

Туриндустрия выполняет производственную, доходную, выравнивающую функции, а также функции обеспечения занятости населения и международного обмена деятельностью.

Производственная функция. В сфере туризма создаются полезные услуги, что обеспечивает заметную долю этой отрасли в производстве валового внутреннего продукта. По данным ВТО в 1993 г. туризм давал 10,9% мирового ВВП 43. 5,5 % ВВП стран Евросоюза 44. около 1% ВВП в России.

Основной продукт индустрии туризма – туристские услуги. Туристская услуга – это производственная деятельность предприятий и фирм по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях. Она представляет собой невещественную потребительную стоимость, потребляемую в туристском путешествии и вызванную именно этим путешествием. Туристские услуги, как правило, предоставляются комплексно. Комплекс (пакет) туристских услуг принято называть туристским продуктом . Он включает услуги по размещению и питанию, транспортные и экскурсионные услуги, товары, удовлетворяющие потребности туриста в путешествии (путеводители, схемы, словари, каталоги, рюкзаки и т.д.). Тур – одна из разновидностей турпродукта, включающая комплекс услуг. Различают несколько видов туров:

- паушальный тур – комплексный серийный тур, продаваемый по общей цене, являющийся готовым самостоятельным продуктом и предлагаемый, как правило, в течение длительного периода времени (например, с апреля по сентябрь еженедельно начинается очередной тур);

- инклюзив-тур – путешествие, продаваемое в виде полного комплекса услуг;

- эксклюзив-тур – тур, составленный по индивидуальной заявке, уникальный тур (например, исследование глубин мирового океана);

- инсентив-тур – поощрительные поездки для сотрудников фирм и их семей;

- транстур, включающий проезд от места формирования группы до первого на маршруте средства размещения и обратно.

Потребителями туруслуг являются посетители (клиенты) и туристы. Посетитель – термин, принятый в международной статистике в качестве единицы наблюдения, учета и анализа и представляющий собой собирательное обозначение всех типов путешественников: визитеров, экскурсантов (однодневных посетителей и прибывших в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения). Синонимичный термин – клиент турпредприятия. Туристы – ночующие посетители.

Доходная функция. Туризм приносит доход в госбюджет и местные бюджеты, обеспечивает доходы турцентров и турпредприятий, личные доходы работников, занятых в туризме. В 1996 г. в мире поступления от международного туризма составили 423 млрд. долл. 45 Доходы от мирового туризма увеличивались с 1960 по 1994 г. на 12% ежегодно 46. В Европе каждый миллион туристов дает доход не менее миллиарда долларов.

Выравнивающая функция заключается в воздействии на экономическое развитие слабых регионов. В ряде случаев регионы, относительно слабо раз-витые в экономическом отношении, являются привлекательными для туризма в силу природно-экологических и иных факторов. Так, в Евросоюзе сравнительно менее развитые в экономическом отношении Греция, Испания, Португалия, Южная Италия, некоторые районы юга Франции являются основными местами летнего отдыха жителей континента, что влечет за собой повышение уровня их экономического развития.

Другим аспектом функции выравнивания является нивелирование платежного баланса страны или региона: пассивный торговый баланс может компенсироваться доходами от въездного туризма. Так, Австрия и Швейцария отрицательное сальдо своих торговых балансов в значительной степени перекрывают активным туристским балансом.

Функция обеспечения занятости. Каждое пятнадцатое рабочее место в мире приходится на туриндустрию, в туризме непосредственно занято 130 млн. чел. 47 В крупных индустриальных странах в этой отрасли занято примерно 5% населения. В США туриндустрия – второй крупнейший работодатель после здравоохранения 48. Туризм дает как прямой, так и косвенный эффект занятости. Косвенный эффект оценивается в 1,4 рабочих места в смежных отраслях, т.е. создание одного рабочего места в туризме влечет за собой появление 1,4 места в отраслях, зависящих от туризма.

Структура индустрии туризма

Туризм играет все большую роль в международном обмене деятельностью . На него приходится сегодня 6-7% международного торгового оборота 49. В мировом экспорте туризм занимает третье место после экспорта нефти и нефтепродуктов и автомобилей. В 1996 г. международный туризм давал 8% общего объема мирового экспорта и 1/3 мирового экспорта услуг 50. На сферу туризма приходится треть оборота предприятий торговли и услуг стран Евросоюза 51.

Помимо экономического эффекта туризм имеет положительное экологическое значение (прямое и косвенное), поскольку предполагает создание национальных парков и заповедников, охрану берегов, рифов, лесов и т.д. Велико гуманитарное значение туризма – оздоровительное, познавательное, профессионально-деловое, спортивное, религиозное, социальное и т.д.

44 Российская туристская газета. - 1999. - №23. - С.3.

46 там же. - С.15.

Структура индустрии туризма

47 там же.

48 Туристская деловая газета. - 1999. - №7/8. - С.6.

49 Сапрунова В. Туризм: Эколюция, структура, маркетинг. - М. 1998. - С.3.

50 Сенин В.С. Указ. соч. - С.7.

Индустрия туризма

Категория: Круизы | Просмотров: 174 | Добавил: haka212564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar