Главная » 2016 » Январь » 11 » Физическое развитие средствами туризма
02:38
Физическое развитие средствами туризма

Мы, представители населения Земли XXI в. гордимся тем, что постоянно вносим что-то новое во что-то старое. Это, безусловно, положительный процесс, но, чтобы модернизировать вообще что-либо, необходимо хорошо представлять себе, как развивался этот предмет, откуда взялся, кто был у истоков его создания и т. д. Вернемся же ненадолго в прошлое и посмотрим, а с чего, собственно, начинались первые путешествия с туристическими целями. Для этого нам, как и в большинстве подобных случаев, следует мысленно очутиться в Древней Греции – родоначальнице многого из того, что мы имеем сегодня.

Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в Древнем мире. Так, в IV в. до н. э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот . описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Вторая его книга посвящена Древнему Египту, который он посетил после 459 г. до н. э.

Много путешествовали древние греки и по своей стране, совершали далекие путешествия к целебным источникам, а также к святым местам.

Еще Аристотель, Демокрит, Квинтилиан в своих трактатах о воспитании рекомендовали познавать природу в непосредственном общении с ней. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития стало осуществляться в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) после многовековых ограничений, привнесенных церковью в сферу духовного и физического развития человека. Гуманисты добивались систематизации воспитания с учетом различных сторон жизни человека, определили самые эффективные средства формирования качеств человека. Так, представители западноевропейского Возрождения Х. Вивес, М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле . Э. Роттердамский говорили о необходимости введения организованного процесса физического воспитания молодежи, отводя особое место использованию походов. Витторино де Фельтре . преподавая различные туристские упражнения в организованной им в 1425 г. в городе Мантуе школе, совершал со своими учениками многодневные походы в предгорья Альп. Большое внимание уделяли использованию туристских походов для воспитания подрастающего поколения педагог И. Гамерариус . итальянский профессор медицины И. Меркуриалис . Туристские походы как средство оздоровления человека практиковались даже в семинариях иезуитов. [27]

В эпоху Просвещения (XVII в.) Ж.-Ж. Руссо, Г. Либли и другие видели в туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья, а учение этих выдающихся просветителей «Познание природы и стремление выработки норм естественного поведения» способствовало развитию туризма. Ж.-Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности. Его теория была дополнена трудами известных немецких педагогов – И. Зельцмана, И. Мутса-Мутса, Ф. Яна .

В конце XVII – начале XVIII вв. в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Во второй половине XVIII в. в Западной Европе стали создаваться своеобразные центры туризма.

Предпосылки для последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара. С целью совершенствования двигательных умений и навыков участников таких путешествий проводится их предварительная подготовка, проверяются социально-психологическое соответствие и согласованность, испытывается необходимое для путешествия снаряжение. Так возникают своеобразные методические приемы и правила подготовки участников экспедиций и путешествий.

Многодневные походы и экспедиции длительное время носили прикладной характер, а их цели и задачи были несколько ограничены. Со временем характер и содержание походов и путешествий обогащаются, и они утверждаются как эффективные средства физического воспитания, которые способны решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Появляются новые черты в организации и проведении путешествий, которые потребовали разработки теоретических основ и методических рекомендаций по подготовке участников путешествий. Появляется обоснование разделов специальной теоретической и физической подготовки участников путешествий. Теперь уже более четко обозначились их цели и задачи. В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификации маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время.

В конце XVIII – первой половине XIX вв. в странах Западной Европы с началом движения «Назад к природе» появляются обоснования практического применения путешествий в целях физического совершенствования человека. Учитывая прикладное значение туризма в формировании жизненно необходимых человеку двигательных умений и навыков, их возможность оказывать всесторонне и гармоничное воздействие на функциональные системы и органы человека, известные педагоги того времени И. Базедов, Г. Фит и другие стали рекомендовать туристские упражнения как непременную составную часть физического воспитания. Возникают более конкретные представления о различных туристских упражнениях. Туризм был включен в программу физической подготовки во многих школах.

Начинают создаваться региональные союзы любителей туристских путешествий.

Первые самодеятельные туристские организации – альпийские клубы и общества – появляются в разных странах примерно в одно и то же время (во второй половине XIX в.). Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), Италии и Швейцарии (1863 г.), в Германии (1869 г.), к концу 1870-х гг. – во Франции, России и других странах.

Физическое развитие средствами туризма

Туристские союзы и клубы в ряде государств разрабатывают маршруты туристских походов, определяют критерии их оценки, т. е. создается туристская классификация. Постепенно вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, появляется научная обоснованность туристских упражнений как средства военно-прикладной физической подготовки людей.

Утверждаются новые направления в развитии туризма. Возникает целостная система организованных и методических мероприятий, которые способствовали дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания.

Прогрессивным явлением в дальнейшем развитии туризма было создание в 1919 г. Международного туристского альянса (АИТ).

Интерес к путешествиям в России тесно связан с развитием краеведения (кстати, в настоящее время его популярность снова возрастает). Начало краеведческих исследований в России приходится на время выхода Указа Петра I от 12 февраля 1718 г. Этот знаменитый Указ предписывал докладывать царю обо всех любопытных находках.

Одним из первых организаторов экскурсий и походов с детьми был декабрист И. Д. Якушкин . который практиковал летние походы и экскурсии по ботанической теме с воспитанницами Ялуторовской женской школы (Тюменская область).

Первую дальнюю экскурсию совершила группа студентов Новороссийского университета по горному Крыму в 1876 г. Руководил ей профессор геологии И. А. Головинский . А в 1877 г. при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе возник первый русский альпийский клуб. Известный исследователь Кавказа А. В. Пастухов стал его первым членом. Позже его именем была названа каменная площадка на склоне Эльбруса («Приют Пастухова»).

Физическое развитие средствами туризма

Примерно в это же время врач В. И. Дмитриев организовывает в Крыму «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», ставший базой для Крымского горного клуба с правлением в Одессе. Чуть позже он был переименован в Крымско-Кавказский горный клуб, имел свои отделения в нескольких городах и свои приюты, вел хорошо налаженную экскурсионную работу.

В 1895 г. образуется Российское общество туристов, в которое вошли многие общества. Его деятельность заключалась в основном в организации путешествий с целью развлечения и отдыха. В 1900 г. в Санкт-Петербурге было создано Русское горное общество, разрабатывающее маршруты и оказавшее огромное влияние на последующее развитие туризма в России.

Уже в советское время, в 1919 г. в Москве открывается Центральное бюро школьных экскурсий, преобразованное затем в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию РСФСР. Эта туристическая станция и до сих пор занимается различными направлениями детского туризма в нашей стране, пережив и перестройку, и развал СССР.

В 1925—1926-х гг. возникло общество «Советский турист», которое занималось организаций дальних поездок, массовок на поездах и пароходах по путевкам.

8 марта 1930 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О слиянии акционерного общества „Советский турист“ и Общества пролетарского туризма и создании Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ)».

Осенью 1939 г. в Подмосковье состоялся слет туристов, посвященный десятилетию советского туризма.

В 1939 г. в помощь Красной Армии создаются добровольные альпинистские отряды, которые отличились в годы Великой Отечественной войны.

В 1940 г. в туризме были введены туристские звания. В том же 1940 г. был объявлен массовый поход по маршрутам боевой славы гражданской войны.

В послевоенные годы широкое развитие получает детский туризм. Школьники совершают походы по местам сражений Великой Отечественной войны, приобщаясь к славе и подвигу народа. Получили широкое распространение экспедиции школьников по изучению родного края. Их организовывали детские экскурсионно-туристские станции и Дома пионеров. В 1954 г. состоялся первый слет юных туристов, который проходил на озере Тургояк (Южный Урал). Его большое значение заключается в том, что он объединил разобщенные школьные походы в постоянные всесоюзные экспедиции, ставшие традиционными. И уже в период с 1956 по 1957 гг. была проведена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, которую организовала Центральная детская экскурсионно-туристская станция РСФСР совместно с редакцией газеты «Пионерская правда». Эта экспедиция была посвящена 40-летию Октября. В ней участвовало около 1 млн школьников.

Расширялась география туристских маршрутов. Помимо традиционных районов отдыха, новые маршруты путешествий проходили по Нечерноземью, северной части РСФСР, Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, Казахстану, Средней Азии. В 1980-е гг. в СССР проводились экскурсии на 20 тыс. тем, было создано около 1000 бюро путешествий и экскурсий. То, что мы сейчас называем инновациями, было и тогда, только имело другие определения – новые маршруты, широкий географический охват, расширение тематик и т. д.

Так что история туризма в нашей стране имеет глубокие корни и интересный, свой, советский ход развития. В настоящее время, ориентируясь во многом на Запад, мы именно там ищем материал для разработки чего-то нового. Если говорить о развитии именно туристического бизнеса с его инфраструктурой, то, несомненно, мы можем и должны учиться этому в западноевропейских странах, но что касается непосредственно культурных направлений в туризме, здесь у нас есть несомненные преимущества перед другими странами.

Оказывается, и в нашей стране существуют свои замечательные туристические традиции. Ниже мы поговорим и о развитии этих традиций, и о разработке совершенно новых направлений в социокультурном туризме.

В настоящее время специалисты всего мира стараются дать новый толчок развитию очень доходной и популярной отрасли хозяйства – туризму. На одном из последних туристических форумов в Западной Европе были определены следующие направления в развитии туризма:

1) рост индустриального туризма за счет новых экскурсий и мероприятий в мегаполисах;

2) обязательное повышение комфортности по причине старения всего общества;

3) повышение значения индивидуальных туров и поездок;

4) наступление «эры дешевизны», так как в туризм все более вовлекаются широкие слои населения планеты;

5) простота и доступность экскурсий и путешествий;

6) гибкость предлагаемых услуг, т. е. возможность индивидуальных варьирований маршрутами, альтернатива в выборе возможных мест посещений и условий размещения.

На фоне таких конкретных установок на дальнейшее развитие туристической отрасли очень интересно выглядят старые, неблагодарно и незаслуженно забытые в годы перестройки маршруты. Именно на их основе в настоящее время и возникают так называемые инновационные проекты.

Физическое развитие для мужчины

Категория: Круизы | Просмотров: 155 | Добавил: haka212564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar