Главная » 2016 » Январь » 13 » Философия туризма (Катарина)
02:40
Философия туризма (Катарина)

Философия туризма

Философия и туризм, что между ними общего? С этим вопросом обратимся к мировой истории, где чётко прослеживается связь этих на первый взгляд разных понятий. Прежде всего дадим определение философии и туризма.

Философия является самой древней наукой, насчитывающей в своём развитии около трёх тысячелетий.

Термин «философия» происходит от греческих слов «phelio» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это ещё не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия недостаточно, чтобы быть философом. Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:

«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины». Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.). Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля (384 – 322 до н. э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод о том, что философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях определённых социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи.

Переходя к определению туризма, хотелось бы сказать, что путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука и множество другого.

Путешествие – термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

Туризм – частный случай путешествий, однако имеет чёткие отграничения из общности, строго определённые характеристики, имеет множество определений в понятийном смысле. В целом, это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну в свободное время в целях получения удовольствия, лечебных, гостевых познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях.

Дав определение туризма и философии, отметим, что они взаимосвязаны, поскольку их объединяют такие области знаний как психология, антропология, социология, экономика, география, информатика, право, культурология, история, религия.

Философия раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным явлением в его существовании. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижения науки.

На сегодняшний день туризм является крупной мировой индустрией, которая оказывает значительное влияние на современное общество. Во многом от него зависит мировая политика, экономика, культура. Туризм прежде всего является культурным явлением, средством межкультурных коммуникаций. Культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство человека с новыми дестинациями, территориями, народами, религией и культурой. В его основе лежит потребность в духовном освоении культуры мира. Туризм во многом определяет мировоззрение общества в целом, формирует новые взгляды на уже казалось бы изученные области знаний. Мировоззрение формируется у человека на протяжении всей жизни, поскольку всю жизнь восстанавливается потребность разрешить противоречия между субъективным миром человека и окружающей его реальностью. Мировоззрение определяется как идейно-философское обоснование основных проблем человеческого бытия. Тот факт, что философия рассматривает проблемы мира в неразрывной связи с проблемой отношения человека с этим миром, т. е. мировоззренческая насыщенность философии имеет неотъемлемый характер, приводит даже к тому, что ряд учёных отрицают за философией право называться наукой, оставляя за ней право быть лишь феноменом культуры.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что философия заинтересована в дальнейшем развитии туризма, так как он является культурным направлением и влияет на развитие науки и мирового сообщества. Туризм даёт философии возможность изучать окружающий мир, искать смысл бытия в возникающих проблемах и катаклизмах. Многие учёные занимаясь изучением туризма, выделяют его как совершенно новую, малоисследованную науку о мире. Таким образом, можно говорить о новом направлении в философском знании – философии туризма.

1. История туризма.

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков новых ресурсов и новых транспортных путей. Науке познания развития нашей цивилизации поддаётся обозрению достаточно небольшой период, исчисляющийся пятью тысячелетиями. Однако более или менее точно доступно описание лишь путешествий относительно недавнего времени. Из истории к нам дошли имена великих путешественников, которые открыли новые континенты и земли, народы и природные явления, дали основу уникальной системе географических и иных знаний.

Несомненно к числу наиболее ранних путешественников следует отнести прежде всего торговцев и паломников. Желание владеть землями и ресурсами и торговать вечно двигало в другие местности, территории, страны, континенты. Известный греческий историк Геродот ещё в V веке BC описал все известные путешествия и открытия. Географ и исследователь Пифией, выходец из Массалы (Марсель, Франция), предпринял в 320 г. ВС фантастическое по тем временам путешествие вокруг Европы, обошёл в прибрежных водах остров Британия и даже добрался до Норвегии и предположительно до Исландии. Он оставил уникальный труд «Об океане» с множеством географических открытий. Анаксимандр из Милета (ок. 610-547 (?) до н. э.), др.-греч. математик и философ, представитель греческой научной школы философов и стествоиспытателей был автором сочинения «О природе», создатель геоцентрической модели космоса. Ему приписывают составление первой географической карты.

Если обратиться к истории и обычаям древнеримской эпохи, то можно узнать, что богатые аристократы с разрешения императора совершали путешествия с целью отдыха, получения удовольствия.

Теория удовольствия бытовала ещё в античности и в полной мере развита Эпикуром и его последователями – эпикурейцами. Эпикур (341-270 гг. ВС) – древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита. Родился на о. Самос в семье афинского клеруха Неокла. Философией начал заниматься с 14 лет. Учителями его были платоник Памфил и сторонник Демокрита Навсиан. Эпикур, первоначально называвший себя демокритовцем, впоследствии стал подчёркивать свою самостоятельность, хотя на самом деле в основу своего учения положил учение Демокрита. По достижении 32-летнего возраста Эпикур сам стал учить философии, а около 306-307 гг. ВС основал в Афинах свою школу. На воротах сада, где он учил своих учеников, была начертана надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Эта школа в дальнейшем получила название «Сад Эпикура». Философию Эпикур делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. Философию в целом Эпикур определял как деятельность, доставлявшую посредствам исследований и размышлений счастливую жизнь. Началом же и концом счастливой жизни Эпикур считал удовольствие. Для Эпикура счастье – это удовольствие. При этом он указывал, что под удовольствием следует понимать отсутствие страданий. Считая, что удовольствие – это критерий блага, Эпикур вовсе не стоял на позиции, что человек должен предаваться любым удовольствиям без разбора. Нет, при выборе удовольствий человек должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение.

Можно, разумеется найти и другие определения, увязывающие туризм и удовольствие. «Словарь иностранных слов, вошедших в русский язык» И. П. Бодуэна де Куртуне, изданный в России в 1911 г. даёт словарную статью на термин «турист» следующего содержания: турист (фр.) – путешествующий ради познавательности, удовольствия и развлечения.

Философия туризма (Катарина)

Достаточно интересное определение туризма даёт француз Р. де Паж: «Туризм – это умение прогуливаться. Масса людей катается верхом, гуляет, ездит на велосипеде, на яхте – однако же не прогуливается. Может быть, это умение нужно приобрести, или это способность, которой следует обладать от рождения, или же и то и другое вместе, быть может это наука, которую надо изучать и упражняться в ней, но которую нельзя создать? Уметь заинтересоваться облаком, которое несётся в вышине, светом, который всюду проникает, воспоминаниями, воспоминаниями, которые восстают в памяти во время езды, цветами природы, гармонично смешанными в общей массе, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе, или согласовать, отдаться и наслаждаться ими всецело – вот что такое туризм».

Следует отметить многократное открытие американского континента и его освоение, заселение Исландии в 900-1100 гг. и Гренландии и далее до американского континента (до Ньюфаундленда) и основали там колонию. Найдены остатки их поселений и даже достаточно документарно установлены имена колонистов. Возглавил эту экспедицию переселенцев их Исландии в 982 г. Эрик Рыжий. Известны весьма протяжённые торговые пути «из варяг в греки», «Великий шёлковый путь» и многие другие маршруты, имевшие именно торговую направленность.

Толчок к развитию массового туризма дал технический прогресс. В 1830 г. Вошла в строй первая в мире железная дорога между Манчестером и Ливерпулем. В 1833 г. в России был построен первый паровоз Черепанова. Технический прогресс значительно увеличил возможность людей путешествовать, открывать для себя новые миры, духовно и культурно обогащаться.

Основоположником современного туризма является Томас Кук, баптистский пастор. В 1843 г. он организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек своей паствы в соседний город. Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000 туристских агентств во всех странах мира.

2. Туризм как культурное явление.

Известно более 500 определений культуры. В Древнем Риме под культурой понимали сельское хозяйство (возделывание земли). В настоящее время культура это: 1. определённая сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление, 2. совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, нации. Культура отражает уровень качественного развития духовных достижений. Таким образом, культура – увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключена сущность культуры, в этом заключена её структура. «Современная культура – это культура ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния. Хотя ещё Кантом был провозглашён принцип, что человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством, но именно для современной культуры он всё больше становится регулятивной идеей, а не просто гуманистическим мечтанием».

Путешествия во все века имели большое значение для культуры. Их можно отнести к средствам межкультурных коммуникаций. Коммуникации играют огромную роль в мировой жизни. От них зависит социальная, культурная, политическая и экономическая ситуация. Коммуникации являются основой любой культуры. Культура предстаёт формой трансляции социального опыта через освоение поколением не только предметного мира культуры, навыков и приёмов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причём эта регулирующая социальный опыт роль культура такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношение к природе и обществу, сущему и должному. Только благодаря определённым знаниям человек достигает определённого культурного уровня. Для того чтобы получить эти знания нужно общаться, а чтобы общаться нужны средства коммуникации. Хочу заметить, что коммуникации не всегда проходят в мирной обстановке. Многие народы подвергались нападениям из вне. Происходило столкновение культур, которые в следствии взаимодействия перенимали друг у друга элементы культуры. В результате таких контактов нередко возникало что-то новое и более совершенное. Наиболее ярко это видно на примере России. Можно выделить три периода, когда наша страна взаимодействовала с другими культурами. Это крещение Руси, русская культура золотоордынского ига, правление и реформы Петра I.

Принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром её вечного круговращения. С принятием христианства культура осознаёт себя и своё место в мире. Православие стало духовной основой Руси. Сложились единство языка, веры и власти, без чего в впоследствии было невозможно восстановление единого государства, а также его сохранение в ходе колонизации земель. Через православную Церковь шёл процесс освоения произведений Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, прививалось уважительное отношение к философии. В этих работах отцов церкви философия рассматривалась как познание сущего; познание божественного и человеческого; как размышление о жизни и смерти; как уподобление Богу через культ добродетели; как искусство искусств и наука наук, ибо философия – это начало, это любовь к мудрости. В становление русской философии свой вклад внесли митрополиты Илларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич. С приходом православия на Русь, начало развиваться паломничество. Огромное количество паломников шли к местам поклонения на Святую Землю, что являлось прообразом современного туризма.

Другой значимый контакт с иноземным влиянием, это русская культура золотоордынского ига. Иго Золотой Орды – одно из тяжелейших испытаний в отечественной истории. Издревле многогранные отношения связывали русских с кочевым Востоком. Особое значение в контексте проблемы влияния кочевых культур на развитие русской культуры имеет проблема монгольского влияния. Непосредственный эффект монгольского нашествия – разрушение городов и уничтожение населения, - разорванные традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком, уничтоженные или разорённые многие очаги культуры. Всё это влекло к культурной изоляции. Все исследователи древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития страны в следствии монгольского нашествия. Влияние монголо-татар было весьма незначительным. Исследователи древнерусской культуры не обнаружили заимствований ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре. Важным фактором сохранения русской культуры в тяжёлые времена оставалось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы. Причины кроются в язычестве монголов, язычники считают все веры одинаково истинными. Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогло в отношения с восточными державами, особенно с приемниками Золотой Орды, но случались недоразумения со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Монголо-татары обеспечили высокую степень толерантности на Руси, показали русскому населению на сколько нужно быть терпеливыми. Столкновение православной Руси и мусульманского Востока сформировало тип личности русского человека, не похожий на остальные народы мира. Это люди, которые в силу того, что страна находилась очень долго под воздействием Ислама, научились воспринимать всё так как есть. Сформировался национальный тип личности человека, который воспитывается в обществе с богатой духовной культурой и во всеобщей терпимости. Благодаря золотоордынскому игу Русь получила доступ к большой, яркой и разнообразной культуре. Восток подарил миру таких людей как Омар Хайям – учёный и поэт, поэт Абулькасим Фирдуоси и др.

Третий этап коммуникативных воздействий на русскую культуру – это период правления Петра Великого. VIII – век глобальных преобразований. К тому времени, когда Пётр I вступил на российский престол Россия нуждалась в массовых реформах. Их воздействие испытали на себе: социальная структура, экономика, государственное устройство, вооружённые силы, внешняя политика, культура, быт.

Философия туризма (Катарина)

Пётр I повернул Россию в сторону Европы, которая в это время интенсивно развивалась. В 1697 г. Пётр решил предпринять путешествие за границу. Он хотел своими глазами посмотреть все диковинки европейской техники и цивилизации, также поучиться корабельному делу. Пребывая за границей Пётр вёл переговоры с государственными людьми, учился морскому делу и всё наблюдал, изучал осматривал: военное устройство, административные учреждения, верфи и корабли, мастерские, типографии, лаборатории, госпитали, храмы и музеи; в то же время нанимал на русскую службу иноземных мастеров всех профессий. Этот период деятельности Петра I можно без колебаний обозначить, как новый виток развития туризма в России.

В 1703 г. в устье реки Невы Пётр заложил Санкт-Петербург, что облегчило выход в море. В городе всё было сделано на западный манер, его населили вельможи, чиновники, купцы. В 1719 г. в Санкт-Петербурге была открыта Кунсткамера, где были собраны различные природные феномены. В 1724 г. основали Академию наук, которая стала не только общенациональным научным центром, но и базой подготовки научных кадров. В Россию начали приезжать великие писатели и философы, архитекторы. Церковь в России оказалась полностью подчинённой государству. Реформы Петра подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей. Национальное самосознание было открыто к контактам с другими народами. Пётр мечтал о том, чтобы «пересадить» материальную и духовную мощь Европы на российскую почву. В своей деятельности он опирался на Феофана Прокоповича, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира. Феофан Прокопович, автор трактата «Духовный регламент», обосновывает идею приоритета государства над церковью. Церковь в России не может быть государством в государстве, ибо торжество самодержавия отвечает природе русского народа. В вопросах веры Прокопович придерживался толерантности, полагая, что Библию следует понимать «не в буквальном смысле, но в аллегорическом смысле». Его восхищала логика, ибо она, обеспечивая культуру мышления, освобождала разум от ложных взглядов и пустой веры.

Российская философия изначально ориентируется на производство и воспроизводство культуры, как условия мудрого и взвешенного решения дилеммы: свобода или хлеб при ясном понимании того, что если человек выбирает свободу, то он обязательно обретает и хлеб, если же он выбирает хлеб, то он теряет и то и другое. Отмечая самобытный характер русской философии, Неля не сказать о влиянии западной философии Русское общество VIII в. было знакомо с философией французского Просвещения. Оно восхищалось её остроумием и новизной. Но глубокого следа на русской почве французская философия не оставила. Несмотря на культурную горизонтальную преемственность, российская философия сохранила своё лицо. Гарантом её самобытности и самостоятельности являются её генетические основания, её собственные корни.

Столкнувшись с западноевропейской цивилизацией Россия стала могучей морской державой с большим культурным потенциалом. Пётр I воплощал в жизнь идею культурного обогащения России.

Освятив некоторые фрагменты российской истории, проследив, как межкультурные коммуникации влияли на ход её культурного развития, можно уверенно сказать, что коммуникации, к которым мы отнесли путешествия (современный туризм), несут в себе функцию той или иной культуры, они формируют мировоззрение людей, влияют на уклад жизни общества, формирую национальный характер. От правильной передачи информации и правильного её восприятия зависят судьбы культуры мира в целом.

2. Паломничество.

Значительный вклад в развитие путешествий внесло паломничество. Паломники различных конфессий, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. Крестовые походы записаны эпохальными событиями в средневековье. Именно в это время гонимое христианство становится официальной религией. Складывается новый менталитет, ориентированный на консервацию общества и игнорирующий прорыв в будущее. Религия становится фундаментальным мировоззрением общества. Церковная догма заявляет о себе как исходное условие всякого мышления. Полная зависимость философии от религии отразилась на её содержании, круге обсуждаемых ею проблем, её онтологии, антропологии, гносеологии. Онтология средневековой философии сводилась к обоснованию мысли о том, что основной, первопричиной всего существующего является Бог. У средневековой философии была и своеобразная антропология, учение о человеке. Согласно этому учению человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна. Поскольку рационально обосновать свою онтологию и антропологию средневековой философии было довольно трудно, ею была создана своеобразная теория познания, гносеология. Её суть сводилась к тому, что истиной может быть признано не только то, что обосновано разумом, но и то, что соответствует нашему внутреннему переживанию, желанию верить, не рассуждая.

В настоящее время паломничество составляет основу религиозного туризма, имеющего огромнейшие масштабы своей деятельности. Достаточно упомянуть имеющее место и сегодня массовое паломничество к приверженцев ислама в Мекку или христиан к Гробу Господню в Иерусалим, посещение других святых мест в религиозные праздники и другие. Общей основой паломничества является верование, что молитва или обряд должен увязываться с определённым местом, природным или рукотворным объектом, имеющим какое-либо отношение к божеству или иным образом почитаемому явлению. Это могут быть вершины гор, камни и скалы, реки и озёра, источники и родники, деревья рощи. К рукотворным объектам в первую очередь относятся жертвенные места, храмы, захоронения. Особое место занимают захоронения или мощи высокочтимых людей, причисляемых к божествам, святым и др. В античном мире греки и римляне совершали путешествия к отдалённым храмам, германцы к священным рощам. Аналогичные примеры можно найти в других более древних цивилизациях. Что касается основных четырёх мировых религий, то тут сомневаться не приходится – христиане, мусульмане и евреи за Святую Землю почитают территорию древней Палестины – центр и сосредоточение святынь находится в Иерусалиме, где один из храмов сегодня делят несколько религиозных конфессий.

В христианстве паломничество на Святую Землю, где совершал свои деяния Спаситель, относится к периоду VI века, когда в 325 г. святая Елена, мать императора Константина Великого, имела августейший сан, совершила путешествие в Иерусалим, нашла гроб Иисуса Христа и, соорудив над ним храм, воздвигла крест. Это деяние дало начало празднеству Воздвижения Креста. Идея паломничества овладела умами верующих и столь распространилась, что церковь в конце IV в. вынуждена была ограничивать такие путешествия, но затем это было признано богоугодным делом и всячески поощрялось. Западная церковь признавала большое и малое паломничество. Большое – к Гробу Господню, в Рим, в Компостелу, Лорето. К малым относили паломничество к местным святым, мощам святых.

В целях защиты паломников стали организовываться воинствующие монашеские рыцарские ордена (тамплиеры или храмовники). Отметим, что в периоды, когда христианские святыни находились во владении мусульман, последние весьма терпимо относились к христианству и разрешали за подать посещать святые места. Центром организации паломнических путешествий для европейских паломников были Венеция и Марсель, где платили подати и организовывали экспедиции. Имелись специальные акты, регулировавшие организацию таких путешествий. Судовладельцы обязывались по особому контракту осуществить перевозку паломников туда и обратно, сопровождать их в путешествии до мест паломничества, охранять, организовывать питание, ночлег, уплачивать все подати.

Паломничество утратило своё значение в XIX в. Но и в это время известны организованные путешествия в паломнических целях. Церковь во Франции и Германии с 1881 г. ежегодно организовывала путешествие на Святую Землю паломнических групп единым караваном численностью до 400 верующих.

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определённые самой историей христианской религии: паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового православия. Паломничество на Святую Землю началось на Руси в первые времена христианства. Историки относят первых документарно подтверждённых паломников к XI веку. В 1062 г. Палестину посетил Дмитриевский игумен Варлаам посетивший Святую Землю по собственному желанию. Паломниками чаще всего были духовные лица, владеющие грамотой и способные донести свои впечатления до церкви. Первым паломником на Руси был игумен Даниил, который оставил достаточно детальные записки о странствовании на Святую Землю. Другим известным паломником является новгородский архиепископ Антоний, совершивший паломничество по русским святым местам в конце XII века. Им составлены уникальные описания Софийского собора и его сокровищ, которые позднее были утрачены в результате войн и разорения.

Совершение паломничества требовало отвлечения значительных средств. Паломничество превратилось в профессию и в значительной мере способствовало распространению географических знаний и знакомству с культурой других народов. Проходя через много стран и знакомясь с культурой других народов, они приносили в устной и нередко в письменной форме легенды, песни, сказания. Историки предполагают, что уже в XII веке на Руси появились «калики перехожие», люди, для которых паломничество представляло образ жизни. Слово калика или калека не обозначало искалеченного человека, а человека, многопроводящего жизнь в пути, а их наименование происходит от латинского слова caligae, что означало особый род обуви странников.

Крещение Руси и возникновение паломничества положили начало русской философии. В своём возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции. Кроме этого, через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточно-христианской философской и богословской мысли. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.

К XV в. число паломничеств возрастает и они становятся разнообразнее. Поскольку значительную часть паломников составляли лица духовного сословия и чаще всего владеющие грамотой и письмом, они оставили письменные записки о путешествиях в дальние страны. С середины XV века в истории русского паломничества наступает новый этап. Захват Константинополя турками привёл к окончательной утрате христианских святынь Востока. Паломничество стало делом трудным и небезопасным. В паломничество обычно отправлялись в тёплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Даже императрица Екатерина, совершая своё паломничество к преподобному Сергию, часть пути шла пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличии от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка и сосуд для воды.

В XX веке не обошлось без паломничества у коммунистов. Так, тело высокочтимого народом вождя Ульянова-Ленина было мумифицировано после смерти и положено в специально построенный мавзолей в Москве. Аналогичная процедура была проведена с телом Сталина и народ стал поклоняться двум мумифицированным вождям. Сегодня в мавзолее остался один Ленин, идея паломничества к нему постепенно угасает. Однако часть граждан, верных идее коммунизма, продолжают совершать обряд посещения и поклонения.

Захоронение в Cанкт-Петербурге останков российского императора Николая II, его семьи и приближённых, привлекло внимание многих туристов. Найдётся немало желающих совершить паломничество в целях поклонения последнему русскому царю. С точки зрения объекта паломничества, происходила большая политическая борьба за право захоронения, велись дискусии на высшем уровне между администрациями Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Более того, на захоронении присутствовали президент России, другие высшие лица государства, однако высшие чины патриархии православной церкви официально отказались участвовать в мероприятии. На церемонии присутствовали практически все члены семьи Романовых.

4. Современный туризм.

Сегодня, в начале XXI века туризм (по преимуществу – культурный туризм) стал нормой жизни современного человека. В его основе лежит потребность в духовном освоении культуры и духовном присвоении культуры. С помощью туризма человек может постигать и переживать другие культуры. Всё увиденное принадлежит нашим мыслям и чувствам, раздвигает горизонты мировосприятия. Активное человеческое существование имеет различные стороны своего проявления. Эти стороны следующие: познание как овладение необходимой информацией; осведомлённость о принятых нормативах (поведения, действования); эмоциональное, личное отношение ко всему усвоенному; волевая готовность к действию. Указанные компоненты в первом приближении и составляют мировоззрение как целостность представлений о мире и его значимостях.

Желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития культурного туризма. Культурный туризм включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всём разнообразии. Туризм охватывает многие области жизнедеятельности человека, и поэтому изучение туризма тесно связано с изучением психологии, антропологии, социологии, экономики, географии, информатики, логистики, права и образования. Грамотное использование ресурсов культурного туризма сопряжено с экономическими и социальными выгодами для тех, кто формирует, продвигает и реализует на рынке туристский продукт. Туризм представляет собой удовлетворение глубинных, неустранимых человеческих запросов. Это связано с глобализацией современного мира. Walter Truett Anderson даёт следующее определение глобализации – «поток конвергирующих сил, которые создают подлинно единый мир», причём этот факт осознаётся всё большим числом людей, а это свидетельствует, что они уже живут «в первой глобальной цивилизации». Для У. Т. Андерсона процесс глобализации не только неотвратим, но и желателен. С появлением культуры стало возможным передавать потомкам не только гены, но и знания, чему способствовало изобретение письменности, ознаменовавшее первый шаг на пути к информационному обществу. Информатизация общества осуществляется посредствам различных видов коммуникаций: Интернет, радио, телевидение, печатная пресса, телефон, туризм. Глобальная цивилизация уже стала реальностью, хотя в начале ХХ века только энтузиасты верили в её существование.

Туризм принимает активное участие в глобализации современного мира. С его помощью мы узнаём мир, знакомимся с культурами разных народов. Туризм урегулирует конфликты между странами посредствам общения. Во время путешествий туристы получают более развёрнутую и точную информацию о развитии экономической, социальной, культурной ситуации в мире. Благодаря тому, что туризм, прежде всего культурный, по природе вещей являющийся самоцелью и развившийся до общедоступного, массового, стали решаемы посредством туризма важные, в том числе социальные, проблемы: национального возрождения, культурного роста, заметного повышения уровня жизни населения. Схожесть путей становления культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в последние 40 лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культуре, чтобы быть востребованной повсюду в мире, нужна поддержка со стороны туризма. А туризму для своего процветания необходима культурная составляющая. В настоящее время многие исследователи туризма пытаются изучить его как науку. Среди учёных, изучающих проблемы происхождения культур, есть те, кто полагает, что появление сходных культур на разных континентах, в разных государствах, связано с путешествиями древних людей. Эти учёные полагают, что история мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Таким образом мы можем сделать вывод, что туризм в основе своей является не только экономическим и социальным явлением, но и культурным, а именно поэтому мы вправе называть его «феноменом современной культуры».

Заключение.

Туризм – это жизнь во всём её многообразии, сконцентрированная на коротком промежутке времени, характеризующаяся определённым целеполаганием и способом осуществления. Туризм – глубокое социальное явление в жизни мирового сообщества, основанное на гуманистических целях и принципах. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к историческим и культурным ценностям народов. Духовное содержание туризма преобладает над сегментами экономического и материального и влияет на полное гармоничное развитие человеческой личности, способствует повышению познавательной и воспитательной роли и вклада, обеспечению равных прав человека в определении своей судьбы и образа жизни, освобождению человека, пониманию этого процесса как уважение человеческих достоинств и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению моральных ценностей народов.

Современный туризм является культурным явлением и следует различать понятия и феномены, ими обозначаемые. Понятие можно определить с помощью других понятий. Явление нельзя определить. На него можно только указать. Туризм, это явление, которое появилось в результате человеческого желания познавать мир, решать вопросы Бытия. Тяга человечества к путешествиям, потребность в дальнейшем развитии культуры и желание получать удовольствие от приобретённого, породило культурный туризм, который в свою очередь влияет на развитие цивилизаций, мировоззрение человечества. Туризм активно принимает участие в образовании и научной деятельности и при более внимательном изучении вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что в философской науке появилось новое направление – философия туризма.

Философия туризма

Категория: Круизы | Просмотров: 110 | Добавил: haka212564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar