Главная » 2016 » Январь » 10 » Феномен развития туризма на островных территориях Южной Азии
02:36
Феномен развития туризма на островных территориях Южной Азии

Феномен развития туризма на островных территориях Южной Азии (на примере Республики Мальдивы)

Регион Южной Азии – один из крупнейших по численности населения. Здесь проживает более 1 млрд. человек. Географическое положение региона определяет относительно благоприятные условия для развития туризма. Регион омывается водами Индийского океана, но Бутан и Непал имеют внутриконтинентальное расположение. В регионе преобладают сухопутные границы, которые проходят по высокогорьям, изолируя соседние государства друг от друга.

Регион имеет огромные перспективы для развития туризма, который является важным источником валютных поступлений в ряде стран. Ежегодно регион посещает свыше 10 млн. туристов, которых привлекают горные ландшафты Гималаев, Каракорума, тропические пустыни, саваны, влажные леса, морские побережья Индии и Мальдив, а также исторические и культурные реликвии и экзотика местного образа жизни: культурные казны ламаистских монастырей, индуизм и йога, индуистская и могольская архитектура, монументы буддистов, сикхов, фестивали, религиозные праздники и т.п.

Туристской жемчужиной региона является Индия с ее разнообразной тропической природой, пестрым этноконфессиональным составом населения, большим количеством городов с уникальными историко-культурными памятками разных эпох. В Гималаях немало горных курортов.

Однако развитие туризма в регионе характеризуется медленными темпами прироста. C 1970 г. туристские прибытия увеличились более чем в 10 раз – с 900 тыс. до 10,9 млн. человек (2010 г.), а поступления – более чем в 150 раз – со 100 млн. до 15,6 млрд. долл. (2009 г.). Доля прибытий в этот же период колебалась от 0,7% до 1,2% показателя общемирового уровня.

Если доля Южной Азии в общемировых прибытиях сохранялась почти неизменной, то доля в мировых доходах от туризма после заметного увеличения в 70-х годах начала устойчиво сокращаться – с 1,5% в начале 80-х годов до 0,62% в 1993 г. Однако после 1996 г. наблюдался заметный рост прибытий и особенно доходов (поступлений), которые, естественно, привели к увеличению доли поступлений от общемирового уровня до 1,8% в 2009 г [1].

Как видно, доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них в общемировых показателях незначительны. Этот регион подвержен влиянию политических и экономических кризисов, происходивших в мире в определенные периоды времени, и особенно чувствителен к локальным кризисам. В последние десятилетия развитие туризма в регионе тормозится из-за политической и военной конфронтации между Индией и Пакистаном, межэтнической враждой в Шри-Ланке, политической нестабильностью в Бангладеш.

Кроме того, сопредельные районы Азии не относятся к числу значительных поставщиков туристов. Сами южно-азиатские страны имеют низкий уровень экономического развития, поэтому, несмотря на огромное число жителей, страны региона не являются поставщиками туристов. Низкий уровень социально-экономического развития определяет соответствующее качество туристской инфраструктуры и сервиса.

Две трети всех туристов, прибывающих в регион, принимают Индия и Пакистан, где развит познавательный туризм. Этот относительный успех можно объяснить политикой, проводимой индийским правительством с целью привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор начиная с 90-х годов.

Феномен развития туризма на островных территориях Южной Азии

Некоторые страны региона специализируются на пляжном туризме; Непал развивал свою индустрию туризма на базе горнолыжного спорта. Однако по-настоящему эксклюзивный туристский продукт предлагают островные государства региона – Шри-Ланка и особенно Республика Мальдивы, демонстрирующие в последнее десятилетие бурные темпы роста туристских прибытий и доходов от туризма.

Феномен развития туризма в Республике Мальдивы определен плановым развитием и грамотной политикой государства. На сегодняшний день туризм является ведущей отраслью страны, а доходы от туристской индустрии в казну государства составляют более 500 миллионов долларов в год. Более 60% населения заняты в сфере услуг. В связи с этим исследование уникального опыта островного государства представляется целесообразной и актуальной задачей.

Туризм на Мальдивских островах начал развиваться достаточно поздно. Комиссия по туризму ООН, посетившая Республику Мальдивы в 1960-х годах, резюмировала, что острова не пригодны для развития туризма, и государству не было рекомендовано развивать туризм. В то время большинство страны голодало, 90% населения было безграмотным, а сами местные жители, которые по вероисповеданию являются мусульманами, скептически отнеслись к возможности развития пляжного туризма для европейцев. Однако силами нескольких энтузиастов и поддержки властей было принято решение развивать туризм.

Начиная с 1980 года Отдел Туризма и Иностранных инвестиций (DTFI) поручил иностранной компании «DANGROUP» разработать технико-экономический план развития туризма, который позже получил название Первый План развития туризма Мальдив. На уровне правительства обсуждалось, как задействовать максимальное количество ресурсов, поэтому включение экономических, социальных, культурных и физических аспектов в планировании было логичным. Текст документа был утвержден и начал реализовываться с 1983 года. Фактически данный документ не только ставил задачи, но и регулировал деятельность туристских предприятий.

FTMP сосредоточил внимание на сохранение окружающей среды и централизовал инфраструктуру. Так же в плане было оговорено, что Республика Мальдивы – это собственник, который может сдавать в аренду на договорной основе острова для развития туризма. Был определен перечень зон для освоения, которые именовались «туристскими центрами». Каждый такой туристский центр включал несколько островов. Также была усилена поддержка существующих банков и промышленности, и были определены правовые рамки для стимулирования иностранной инвестиционной активности. Практически все правила данного плана актуальны и сейчас.

Согласно Плану государство было монополистом. Такая тенденция не позволяла развиваться туризму в полной мере. Например, будучи монополистом в области перевозок, государство не было способно обеспечить доставку всех туристов к островам. На этот период пришлось появление достаточно многих нелегальных компаний, которые работали достаточно продолжительное время.

Второй генеральный план развития туризма был разработан с помощью Европейского союза в 1996 году и рассчитывался до 2005 года. Основная идея данного плана – постепенное развитие частного сектора.

План базировался на шести стратегических принципах:

1. Регулирование регионального уровня;

2. Улучшение инвестиционного климата для частного сектора;

3. Укрепление позиций туристских учреждений;

4. Развитие человеческих ресурсов и культурных аспектов;

5. Согласование туризма с потребностями окружающей среды;

6. Продвижение страны на мировом туристском рынке.

Главным результатом данного плана стало то, что теперь местные и иностранные компании могли покупать часть акций государственных предприятий.

Бурное развитие туризма, увеличение его доли в ВВП страны, растущие доходы государства от туризма стало итогом Второго Плана развития [2].

С 2007 года действует Третий генеральный план развития, рассчитанный до 2011 года.

В государственном регулировании туризма на сегодняшний день выделяют один основной уровень – федеральный, хотя сейчас активно обсуждают возможность передачи некоторых функций на региональный уровень.

Уполномоченным органом власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма, является Министерство туризма, искусства и культуры.

Напрямую к туристской деятельности относятся: Управление по туризму и Совет содействия туризму.

Цель Управления по туризму - осуществлять долгосрочное планирование, разработку, контроль и нормативные функции по обеспечению устойчивого развития индустрии туризма.

Управление по туризму в свою очередь делится на отделы (Исследований и статистики, Развития, Финансовый, Управления человеческими ресурсами, и др.), каждый из которых имеет строго регламентированные обязанности.

Совет содействия туризму (Maldives Tourism Promotion Board) был основан в 1998 году с целью пропаганды отдыха в Республике Мальдивы и поощрения развития туристской деятельности. Концепция Совета: превратить страну в самое престижное во всей Южной Азии место проведения отдыха. Лидировать по доходности сектора туризма в Южной Азии. Быть примером устойчивого развития туризма в небольших островных государствах. Таким образом, анализируя структуру государственного управления туризма можно отметить, что особенностью является выделение в структуре Министерства Совета содействия туризму, деятельность которого направлена на продвижение мальдивского туристского продукта.

Основным законом, регулирующим туристскую деятельность в Республике Мальдивы, является «Закон о туризме Республике Мальдивы», принятый в 1999 году. Согласно данному закону острова и земли для развития в качестве туристских курортов сдаются в аренду участнику, который выиграет тендер, проводимый Министерством туризма. Настоящий закон четко определяет максимальный срок сдачи в аренду острова или земли, он не должен превышать 25-ти лет.

Феномен развития туризма на островных территориях Южной Азии

Если первоначальные инвестиции для развития туристского курорта на острове или земли превышает 10 млн. долл. США, правительство может по своему усмотрению увеличить срок аренды до 35 лет. Деятельность гостиниц, и других средств размещения, курортов, дайвинг-центров, пристань для яхт, морских круизных судов, туроператоров и турагентов является лицензируемой. Лицензия выдается сроком на пять лет. Иностранные предприниматели не имеют права заниматься туристской деятельностью без заключения соответствующего соглашения (в соответствии с требованиями Закона об иностранных инвестициях), а так же признание их правительством инвестором.

В Республике Мальдивы существует три туристских некоммерческих организации, чья деятельность направлена на развитие туристской индустрии Республики, лоббирование интересов отрасли, продвижение туристского продукта.

Согласно данным Министерства туризма и культуры Республики Мальдивы по состоянию на апрель 2010 года в стране функционируют 147 туроператора. Туроператорами, согласно законодательству республики, могут быть только местные компании [3]. Туроператоры развивают несколько основных видов туризма, из которых наиболее приоритетным является пляжный отдых. Ещё один крайне популярный вид туризма – физкультурно-спортивный (дайвинг). Событийный туризм представлен турами для молодоженов.

Власти Республики Мальдивы намерены развивать новые виды туризма на островах. Речь идет, в частности, о продвижении исторического, экологического и яхтенного туризма. Кроме того, в стране функционирует недавно сформированное правительство, которое, в отличие от прежнего, не ограждает местных жителей от контактов с иностранцами, а, наоборот, планирует активно продвигать экотуризм, развивать в местных деревушках туристскую инфраструктуру и «знакомить путешественников с островитянами» [4].

Согласно Мировому рейтингу WTTC Республика Мальдивы характеризуется следующими позициями:

1) 131 место во всем мире в абсолютных размерах вклада туризма (из 181 страны);

2) 6 место в относительном вкладе в национальную экономику;

3) 166 место в долгосрочной перспективе (10 лет) роста.

Вклад туризма в ВВП страны в 2009 году составил 63,4%. В Республике Мальдивы отсутствуют такие налоги, как подоходный, налог на собственность и налог на продажу. Государственные доходы извлекаются из сдачи островов под курорты (более 30% всех государственных доходов), получения иностранных грантов (9%), деятельности Государственной торговой организации. Туризм приносит сейчас около 500 млн. долл. США в год [5]. Таким образом, более 90% налоговых поступлений в правительство исходит от импортных пошлин, связанных с туризмом, а туристская сфера является главным источником формирования государственного бюджета страны.

В качестве основных перспектив развития туризма в Республике Мальдивы можно отметить следующие: развитие экологического туризма; позиционирование Мальдивских островов как курорта премиум-класса для туристов с высоким уровнем доходов; привлечение частных иностранных инвестиций для освоения новых курортов.

Литература:

1. ЮНВТО. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Интернет-ресурс «World Tourism Organization». – URL: [сылка более недоступна>

Рекреационная география

Категория: Круизы | Просмотров: 170 | Добавил: haka212564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar