Главная » 2016 » Июль » 31 » Достопримечательные места - Официальный сайт города-курорта Кисловодска
22:01
Достопримечательные места - Официальный сайт города-курорта Кисловодска

Достопримечательные места

Главная нарзанная галерея

Нарзанная галерея является визитной карточкой города солнца и богатырского напитка. Почти на 100 метров вдоль Курортного бульвара протянулось из серовато-желтого доломита оригинальное здание, построенное в средневековом английском стиле готического романтизма по проекту главного архитектора Кавказских Минеральных Вод Самуила Ивановича Уптона. Её сооружение было начато в 1848 году и продолжалось десять лет. Северная часть галереи была двухэтажной, наверху размещались номера для приезжих и комнаты для прислуги, а на первом этаже – целое отделение для приема ванн из холодного и подогретого нарзана, две ванны паровые и две ванны капельные или дождевые.

В южной его части встроен колодец Нарзан. В 1894 году появляется восьмиугольный мраморный бассейн, прикрытый большим стеклянным колпаком. Вокруг бассейна устраивется траншея, отделанная мрамором, а в стенки резервуара вделаны краны. Служащие курорта в белых халатах подавали отдыхающим стаканы с шипящим нарзаном.

В 1979 году по проекту архитектора А. Кремера Нарзанная галерея была подвергнута реконструкции. Стены внутри помещения отделали мрамором, а полы гранитом. Появился бассейн, символизирующий нарзанную ванну, а над ней фигура купальщицы, устроены в существующих флигелях стрельчатые арки оконных и дверных проемов.

Несмотря на многочисленные переделки, Нарзанная галерея сохранилась до наших дней как прекрасный архитектурный памятник прошлого столетия.

Главные нарзанные ванны

На Курортном бульваре располагается одно из самых красивых зданий города - Главные нарзанные ванны. Оно построено в восточном стиле и органично вписывается в окружающий горный пейзаж.

Бурное развитие курорта в начале XX века требовало ускоренного строительства бальнеологических учреждений. Вот почему в 1901 году Курортное управление принимает решение о возведении нового ванного здания. Гражданский архитектор Николай Андреевич Клепинин, который впоследствии и руководил строительством, подготовил оригинальный проект этого величественного сооружения.

К 1 июня 1904 года Главные ванны были, в основном, закончены. Они были построены из пятигорского желтого кирпича в мавританском стиле, украшены по фасаду лепными работами из цемента и облицованы майоликой. На нижнем этаже здания по лицевому фасаду располагались два бассейна площадью 12 квадратных саженей каждый, куда нарзан подавался из машинного отделения и там же подогревался змеевиками с паром. Ванны занимали два полукруглых симметричных коридора, по 12 кабин в каждом. При этом одно из отделений было мужским, другое - женским. Второй этаж занимало гидропатическое отделение, а боковые крылья пристройки к главному зданию были накрыты крышей и использовались для прогулок курортной публики. В северной части здания архитектору из-за понижения местности пришлось возвести высокий фундамент и пристроить сказочную лестницу с изящными перилами.

«Кольцо-гора»

К северу от Кисловодска возвышается горная цепь Боргустанского хребта. В его отрогах много пещер, и среди них образовалось кольцо диаметром в восемь метров. Пещеры и само кольцо - результат действия влаги и выветривания.

Кольцо-гора не только памятник природы, но и место, связанное с именем М.Ю. Лермонтова. Поэт не раз бывал в Кисловодске, знал его окрестности.

12 июня в дневнике Печорина запись: «. Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом, это ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд».

К Кольцу ездила на прогулку княжна Мери со своим окружением. Об этом сделана запись в дневнике Печорина: «Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко. »

Рядом с Кольцо-горой образовались галереи ниш, разделенных колоннами, обточенными ветрами.

Кольцо-гора - одна из достопримечательностей Кисловодска. Отсюда открывается прекрасный вид на город. В одной из пещер, рядом с кольцом, В.Г. Гниловской обнаружил надпись:

М. Лермонтову Вот посетил твой грот священный

Я в силу данного обета.

Я рвусь душой к тебе, бесценный,

Но от тебя мне нет ответа.

1837 г. 16 ап. А. фон Ц.

Предполагают, что надпись оставил приятель М.Ю.Лермонтова М.И. фон Цейдлер.

У «Кольцо-горы» рассказывают легенду о том, как в долине Пятигорья жил нарт Араф. Он имел жену, сына и коня. Однажды ночью он услышал сильный гул. Земля дрожала. Конь человечьим голосом сказал Арафу, что на его народ напали злые джины. Араф надел броню, взял оружие и хотел сесть на коня. Конь опять заговорил человеческим голосом: «Чтобы победить врага, надо закалить своё сердце. Для этого надо проскочить сквозь «Кольцо-гору» и не зацепиться. При этом надо не думать ни о доме, ни о сыне, ни о жене». Дважды конь цеплялся копытом за скалу и только на третий раз Араф на коне проскочил сквозь «Кольцо-гору». Первые два раза он думал о жене, о сыне. А третий раз думал о победе над врагом. Вихрем проскочил он «Кольцо» и стало его сердце закалённым. В страшной сечи он разбил джинов, притаившихся в ущелье, но был ранен. Джины были перебиты, а Араф потерял сознание. Верный конь зубами поднял Арафа, понёс его к источнику Нартов – нарзану, бившему прозрачной струёй из глубокой трещины твёрдых серых камней. Нарт утолил жажду, омыл раны, которые быстро зарубцевались, сел на коня и вернулся домой к жене и сыну.

Замок «Коварства и любви»

Преодолев мост через Аликоновку, напротив скалы Броненосец можно прямо из источника выпить шипучий нарзан. Затем, двигаясь по асфальтированной дороге, миновав скалу Миноносец, за поворотом ущелья предстоит неожиданно увидеть как бы преграждающую дальнейший путь возвышающуюся скалу - точь-в-точь средневековый замок, созданный природой. Тут же расположен и ресторан «Замок», повторяющий очертания природного. Рядом кафе «Сакля».

Естественные башни Замка настолько романтичны, что легенда, повествующая о трагической любви пастуха, воспринимается с большим интересом. Слушатели обращают свои взоры к скале, откуда бросился в пропасть бедный чабан, влюбленный в красавицу княжну.

Легенда повествует о том, как молодой джигит-пастух богатого князя и княжеская дочь полюбили друг друга. Князь был против неравного брака и решил отдать дочь за богатого престарелого соседа.

Когда затрубили трубы, приехали сваты богача, княжна и пастух поклялись умереть вместе, но не жить в разлуке и направились на высокую скалу. Пастух прыгнул первым и разбился насмерть. Княжна испугалась, не прыгнула, нарушив данную клятву, и затем вышла замуж за нелюбимого.

Скала и ее окрестности действительно были обитаемы уже в глубокой древности. Тут находилось древнейшее из известных в Кисловодской котловине поселение конца V - VI тысячелетия до н. э. Его населяли люди медно-каменного века. Затем жизнь здесь продолжалась почти без перерывов до XVII - XIX веков. В эпоху раннего Средневековья на мысу между Аликоновкой и ее притоком реки Мокрой находилась крепость местного князя с крупным башенным комплексом. Так что популярная легенда вполне могла иметь реальную историческую подоснову.

Вблизи ресторана «Замок», с левой его стороны, один под другим расположены два искусственных грота.

Однажды к «Замку» прибыл кортеж нарядных фаэтонов. Из фаэтона вышел Федор Иванович Шаляпин. Посидев за столом, он поднялся по ступенькам в верхний грот, и оттуда на все ущелье зазвучал мощный голос великого певца. Федор Иванович исполнял арию Демона из оперы Рубинштейна.

Грот со временем сильно обвалился, но его название сохранилось - Грот демона.

У современных ресторанов были предшественники. Вскоре после начала организации поездок отдыхающих из Кисловодска и других курортов Кавминвод в первой половине XIX века у достопамятной скалы появились временные пункты и приспособления для угощения приезжающих различными кавказскими блюдами и закусками. В конце XIX столетия стал действовать первый постоянный ресторан «Замок» в деревянных домиках. Затем возведены и кирпичные ресторанные строения. В 1930-е годы построено новое кирпичное, облицованное доломитом здание в виде исторического замка. После приватизации объекта в 1999 году была проведена его реконструкция по проекту архитектора С. Куруся.

Кисловодская крепость

В развитую систему укреплений Азово-Моздокской оборонительной линии, простиравшейся от бассейна Терека до Тамани и Нижнего Дона, последней вошла кисловодская крепость. Конкретное местоположение этой крепости было обусловлено знаменитым источником минеральной воды - нарзаном. Источник этот издавна почитали горские племена. Они называли его по-тюркски «Аче-су», что означало «кислая вода». «Нартсано», - говорили об источнике кабардинцы и черкесы, что означало «напиток нартов» - легендарного народа великанов из кавказского богатырского эпоса.

Одним из первых с идеей строительства Кисловодской крепости и переноса оборонительного кордона к югу от нарзана выступил в 1798 г. командующий Кавказской линией генерал-лейтенант И.И. Морков. Он провел первый российский курортный сезон у Кислого колодца, но при Павле I данный проект не был реализован. Только 7 марта 1803 года последовал рескрипт царя Александра I князю П.Д. Цицианову о возведении укреплений при так называемых Кислых колодцах. Строительством крепости руководил военный инженер генерал-майор Брюзгин. Работы велись солдатами шести рот 16-го Егерского полка, стоявшего в Константиногорской крепости.

Крепость заложили 13 июня 1803 года, а 10 октября земляные укрепления на небольшом возвышении между речками Ольховкой и Березовкой были завершены. От источника нарзана крепость отделял пушечный выстрел.

Крепостные валы и рвы, облицованные сырцовым глинобитным кирпичом, имели форму звезды - «штерншанца» - с тремя остроугольными и двумя полукруглыми бастионами. В углах бастионов стояли пушки.

В крепость вели двое ворот - с севера и юго-запада. Солдаты, составляющие его гарнизон, жили в нескольких балаганах. Летом эти примитивные сооружения сдавались внаем посетителям Кислых Вод.

На планах Кисловодской крепости, датированных 1 декабря 1803 года, отмечены обер-офицерские дома, солдатская казарма, казарма для артиллеристов и инженерных служителей, провиантский пункт. В числе строящихся сооружений указаны гауптвахта, третья солдатская казарма, лазарет, кухни, ротные цейхгаузы, пороховой погреб, дома со службами для отдыхающих. Из построек вне крепости на плане обозначен редут возле Кислого колодца.

Обычно в крепости находились две роты солдат, но на время летнего «курса» гарнизон пополнялся двумя ротами пехоты, несколькими драгунскими эскадронами и сотней казаков. Усиливался для безопасности посетителей и гарнизон поста на Казачьей горке, возле Кислого колодца; выдвигались вперед пикеты, на ближайших возвышениях устанавливались батареи.

Спустя несколько лет, около 1812 года, воздвигнутая земляная крепость подверглась основательной переделке. В ней появились каменные дома для офицеров и высокопоставленных почетных гостей. Поднялась каменная стена высотой 2,5 метра и толщиной около метра. При штурме новых укреплений враг должен был преодолеть и довольно глубокий ров с крутыми откосами. Для обеспечения солдат и офицеров крепости водой на случай длительной осады был устроен подземный ход к реке Ольховке.

Еще одна перестройка проводилась в период управления Кавказом генералом А.П. Ермоловым в 1818-1820 годах.

С появлением крепости возле источника стало быстро расти поселение. Первыми на форштадте появились неказистые мазанки и полуземлянки семейных солдат, а также деревянные дома, построенные для сдачи внаем. В одном из первых описаний будущего Кисловодска говорилось: «Под прикрытием крепости на берегу построено до 30 избушек отставными и женатыми солдатами, которые среди семейств своих живут преблагополучно. При малейшей тревоге они с небольшим имуществом своим собирались всегда в крепости».

Целительные Кислые Воды год от года привлекали все больше посетителей. Преодолевая трудности дальнего пути, не боясь беспокойного соседства с воинственными горцами, из разных уголков России сюда ехали больные. Они останавливались как в самой крепости, так и в примыкающей к ней слободке.

К 1840 году Кислые Воды стали достаточно большим поселением. напоминающим город. К югу от крепости, на пространстве между речками Березовкой и Ольховкой, появилась Солдатская слободка. Но непосредственно перед стенами, на расстоянии около 50 саженей, строить дома не разрешали.

К середине XIX века многие укрепления Кавказской линии пришли в неудовлетворительное состояние. Нуждалась в основательной реконструкции и Кисловодская крепость. После реконструкции она сохранила прежние размеры и даже основную конфигурацию. В одном из углов была выстроена двухъярусная башня. Она обеспечивала из нижнего яруса фланговую оборону рвов, а из верхнего - обстрел впереди лежащей местности. Главные ворота были устроены с юго-западной стороны. За башней в форме неправильного пятигранника стояли здания шести казарм. В восточной части был пороховой погреб. Первоначально башня крепости завершалась рядом машикулей, рассчитанных на ружейную оборону. В конце XIX века башня получила завершение, сохранившееся до настоящего времени. Это упрощенная конусообразная крыша. Стены башни прорезают узкие бойницы для ружейного обстрела и более широкие - для подошвенного боя из пушек. Казармы, по мысли строивших их военных инженеров, служили одновременно и наружными стенами крепости.

Единственным украшением крепости являются ее ворота. Их арочный проем завершается килевидной аркой. Над ней проходит ряд декоративных машикулей поддерживаемых резными консолями. Именно эти ворота стали сегодня символом Кисловодска, их изображение присутствует и на гербе города.

В облике ворот чувствуется рука талантливого зодчего. Перестройкой крепости в 1849 - 1851 годах руководил зодчий Самуил Уптон. Он умело использовал местный желтоватый песчаник в оформлении крепостных зданий, а затем и при сооружении главной нарзанной галереи над источником.

Официально крепость была упразднена в 1862 году. Однако ее помещения еще долго использовались для расквартирования войск. Так, с конца XIX века и до самой революции здесь стояли подразделения 20-го летучего артиллерийского полка и находился артиллерийский лазарет.

В начале 1920-х годов на территории крепости был основан один из старейших санаториев Кисловодска с названием «Крепость». В годы Великой Отечественной войны здесь был развернут госпиталь.

9 мая 1965 года в здании круглой башни открылся народный краеведческий музей, который продолжает действовать в сохранившихся крепостных строениях до настоящего времени.

Храм Святителя и Чудотворца Николая

До 1818 года Кисловодская крепость была единственным долговременным сооружением в Кисловодской котловине. Одна из комнат в крепости была приспособлена под крепостную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Службы совершали единственный священник с псаломщиком.

Вскоре с увеличением населения и возникновением слободы появилась необходимость в строительстве приходского храма.

Для создания проекта храма были приглашены Джузеппе и Джованни Бернардацци, главные устроители Кавминвод.

В 1826 - 1827 годах церковь была возведена из дерева. Новый храм, как и прежняя крепостная церковь, был освящен архимандритом Товием в честь святителя и чудотворца Николая. Храм был возведен без применения гвоздей. Церковь имела двускатную тесовую деревянную кровлю. В плане храм имел форму креста с удлиненной западной частью.

Новый храм Святителя и Чудотворца Николая был возведен на слободской площади, возле крепости, рядом с обрывистым берегом реки Ольховки.

В 1883 году жители слободы обратились к начальнику Терской области с просьбой об устройстве каменного храма во имя святителя Николая.

Слободское правление организовало сбор денежных средств среди населения для постройки собора, эти пожертвования покрыли 80 процентов всех расходов. Попечителем строительства был казачий генерал Илья Иванович Сафонов, отец всемирно известного музыканта Василия Ильича Сафонова.

Стены собора были сложены из кирпича на мощном каменном фундаменте. Кирпичная кладка нового храма отличалась фигурностью. Снаружи и внутри стены были оштукатурены светло-серым цементом, поэтому Никольский храм стали называть Белым собором.

Строительство было закончено в 1888 году. Его освящение состоялось 22 октября. Собор был рассчитан на 500 человек. На уровне второго яруса храма были устроены обширные хоры. Центральный купол и барабан были богато украшены росписью.

Достопримечательные места - Официальный сайт города-курорта Кисловодска

Величественный храм расписывали знаменитые художники России - братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров, который венчался в этом соборе. Великие сыны России - Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора.

В 1900 году рядом с собором, с западной стороны, была сооружена пятиярусная колокольня. Вокруг собора возникла площадь - Соборная - и некрополь, где были погребены священнослужители и миряне, среди которых находились семейные склепы Сафоновых и Ярошенко.

В 1936 году собор был взорван.

История возрождения храма началась с воссоздания Свято-Никольского прихода 27 марта 1991 года. 12 сентября 1993 года в день памяти святого благоверного князя Александра Невского состоялась закладка собора.

Проект Свято-Никольского собора разрабатывался группой проектировщиков «Ставропольгражданпроект» под руководством архитектора В.Б. Свинцицкого. При проектировании в качестве основы были использованы сохранившиеся фотографии старого собора. Были сохранены основные архитектурные формы объема, крестообразная форма плана с тремя выступающими апсидами, шлемовидными куполами и арочной формой фасадов. Высота храма стала 54 метра. Новый собор рассчитан на вместимость 3500 человек.

В 1997 году установлены три большие иконы на стенах храма, соответствующие трем приделам собора: святителя и чудотворца Николая, святого Алексия и святого благоверного князя Александра Невского. Иконы выполнены из эмали.

22 мая 1997 года, на престольный праздник святителя Николая, в строящемся соборе была совершена первая божественная литургия.

В конце февраля 1999 года было произведено освящение и воздвижение главного купола с крестом (вес 8 т. высота 8 м, диаметр 10 м 60 см). При помощи двух башенных кранов купол вознесся на высоту 42 м. крест - на самую верхнюю его точку, 54 м, и воссиял над городом.

С конца 1999 года в соборе ежедневно совершаются богослужения.

Филармония на Кавказских Минеральных Водах.

От вокзала выходим на небольшую площадку, и прямо перед глазами - на возвышении - роскошное здание Курзала, к которому ведет шикарная каменная лестница. Путеводитель Григория Москвича, выпущенный в 1915 году, дает такое описание Курзала: «Здание построено в стиле неоренессанса и замечательно тем, что имеет четыре фасада. Со всех сторон оно кажет себя по-разному красивым. Построено из тесаного камня. Театральная часть здания может служить украшением любого города. Зрительный зал роскошно отделан внутри бархатом, бронзой и лепкой. Он рассчитан на 650 зрителей. Обширная площадка с прекрасной музыкальной раковиной переходит в парк с различными приспособлениями для игр, детской площадкой и зверинцем».

Грандиозный Курзал с роскошным рестораном, театром, с помещением для симфонического оркестра строился по проекту архитектора Евгения Ивановича Дескубеса.

Торжественное открытие Курзала состоялось летом 1896 года.

В Кисловодском курзале шли оперные спектакли с участием певцов и знаменитостей (Тартаков, Смирнов, Пронская, Адамо, Дидур, Лео Слезак и др.). Симфонический оркестр насчитывал 80 человек. Ими дирижировали Глазунов и Штейнберг, Ипполитов-Иванов. А в 1913 и 1914 годах известный режиссер Н.Н. Боголюбов предпринял попытку создания эллинского театра - театра на открытом воздухе, в «античной» обстановке, то есть без декораций.

В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов здание Курзала использовалось под военный госпиталь. Там, где был санаторий, теперь помещается гостиница госфилармонии. Здание отмечено мемориальной доской, как и все санатории Кисловодска, давшие во время войны приют раненым воинам.

Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко

И. А. Ярошенко (1846-1898) - потомственный военный и выдающийся русский живописец, один из известнейших художников-передвижников, славу которому принесли такие полотна, как «Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь» и множество произведений, посвященных Кавказу, - «Шaт-гора», «Бештау», «Песни о былом» и другие.

Кисловодский мемориальный музей, носящий его имя, - это расположенная в живописнейшем месте старинная усадьба, которую в разные годы посещали А. И. Куинджи, Д. И. Менделеев, М. В. Нестеров, Г. И. Успенский, Н. К. Михайловский, Н. А. Касаткин, Н. Н. Дубовской, И. Е. Репин, Н. П. Симановский, В. Г Короленко, митрополит Антоний Петербургский и Ладожский. В Свято-Никольском соборе венчался и праздновал свадьбу на даче Ярошенко М. В. Нестеров, в большой гостиной дачи пели Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов.

Летом 1882 года скромная усадебка на ул. Нижней Ольховой, принимала гостей из Петербурга - полковника артиллерии и уже тогда известного художника Николая Александровича Ярошенко и его жену Марию Павловну.

Природа этих мест очаровала семью Ярошенко, а лето, проведенное в Кисловодске, было так богато впечатлениями, что они возвращаются сюда в летние месяцы 1883, затем 1884 года. И уже в феврале 1885 года Ярошенко приобретают эту усадьбу у ее прежнего владельца генерал-лейтенанта М. Г. Черняева.

Последняя поездка Ярошенко в Кисловодск состоялась в середине июня 1898 года. Он скончался скоропостижно от внезапной остановки сердца.

Похоронили его в ограде Свято-Никольского собора, неподалёку от любимой дачи. В годовщину смерти на могиле художника был установлен памятник из черного гранита. Надгробие выполнено по эскизам П. А. Брюллова, Н. Н. Дубовского, автор бронзового бюста - скульптор Л. В. Позен. Спустя 17 лет рядом с мужем была похоронена и Мария Павловна.

Шли годы. Социальные потрясения и войны развеяли духовную атмосферу, которой жила усадьба в прежние годы, но Россия всегда помнила и чтила память одного из достойнейших сынов своего Отечества. Так, в 1918 году, в самое тревожное время, в связи с 20-й годовщиной со дня смерти художника на могиле был проведен митинг, улица, где он жил, была переименована в его честь. В доме художника было решено открыть музей.

Но время и обстоятельства распорядились по-своему - усадьба превратилась в густо населенное коммунальное жилье, а в 30-е годы встал вопрос о сносе собора и ликвидации кладбища. Собор был снесен, но общественность добилась сохранения могилы Ярошенко.

Возрождение же самой усадьбы связано с именем художника В. В. Секлюцкого, энтузиаста, неравнодушного к судьбе отечественной культуры. Решение об организации музея было принято Советом Министров РСФСР в 1959 году.

У будущего музея появились истинные друзья – президент Академии художеств А. И. Герасимов, художник-передвижник В. II. Бакшеев, профессор Л. Р. Варшавский и другие. В Кисловодск были переданы первые живописные и графические произведения Ярошенко из Государственного Русского, Полтавского, Ульяновскою. Киевского музеев. В первое десятилетие своего существования фонды музея активно пополнялись за счет поступлении от частных коллекционеров, среди которых было немало таких известных фамилий, как Васнецовы, Дубовские, Касаткины, Чертковы, и, конечно же, бесценный вклад внесла семья М. В. Нестерова.

Музей был открыт в год 100-летия со дня рождения Нестерова, в 1962 году. Уже в 60-е годы экспозицию музея украсили крупные портретные работы Ярошенко, сохранившие для нас облик М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Я. Герда, Н. Н. Обручева. Их дополнили полотна «В монастыре», «Хор», «Шат-гора». Эти произведения сразу придали значимость собранию и авторитет молодому музею.

Последние жильцы были переселены в 1986 году, и в освободившемся флигеле открыты персональные выставки произведений близких друзей Ярошенко, а также зал произведений его современников - И. И. Левитана, Л. К. Саврасова, В. Г Перова, Л. И. Куинджи, П. Л. Брюллова, Л. В. Туржанского, И. И. Шишкина.

За последние годы музей значительно расширился - усадьбе были возвращены ее прежние земли, где теперь разбит прекрасный сад.

В 1971 году в честь 125-летия со дня рождения П. Л. Ярошенко в Кисловодске прошло выездное заседание сессии Академии художеств, состоялась большая выставка из фондов Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Полтавского художественного музея. Торжественно были отмечены 150-летие художника, столетие его памяти - к этой дате было реставрировано фамильное захоронение.

На знаменитых «Ярошенковских субботах» побывали И. Андроников, Д. Кабалевский, В.Дударова, Р.Гамзатов, Д. Кугультинов, Д. Гранин, В. Белов, А. Верещагина, Л. Иовлева, С. Бэлза, Е. Лунин, С. Говорухин.

Светлое, свободолюбивое, человечное искусство Ярошенко будет всегда притягивать своих почитателей и восторженных зрителей. Как пишет поэт Владимир Туркин: «Приходите, люди, к Ярошенко. ».

Достопримечательные места - Официальный сайт города-курорта Кисловодска

Дом Реброва

Самый старый в Кисловодске дом, как свидетельствуют документы, - Дом Реброва. Он был выстроен А.Ф. Ребровым у подошвы Крестовой горы в 1823 – 1826 годах. Это был большой дощатый дом с оштукатуренными колоннами, придававшими ему нарядный вид. Дом Реброва был прекрасным образцом классицизма. В доме сдавались комнаты для приезжавших лечиться к Нарзану. Это обстоятельство сделало его популярным среди великосветской публики. Здесь останавливались А.С.Пушкин, М.И. Пущин, М.Ю.Лермонтов, А.П.Ермолов, Д.В.Давыдов, В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой. Ныне этот памятник, связанный с жизнью замечательных людей, реставрируется.

Колоннада

Парадный вход в курортный парк украшен замечательной, белоснежной колоннадой с фонтаном. Это одно из наиболее красивых сооружений курорта было создано по проекту архитектора Н.Н.Семенова.

Открытие сооружения состоялось 7 сентября 1913 года.

Оригинальное двухъярусное сооружение создано в стиле неоклассицизма и в духе палладианства.

Полукруглое сооружение запоминается своим нарядным видом и положением вблизи Нарзанной галереи. Главное в нем – колонны, расположенные в двух ярусах. Коринфские колонны нижнего яруса поддерживают плоскую крышу, в центре которой короткий верхний ярус с башнями и арками. Крыша нижнего этажа, огражденная балюстрадой, должна была служить площадкой для летнего ресторана.

На южной границе Нижнего парка, у подножия Сосновой горки, через узкий проток реки Ольховки в каменном ложе переброшен изящный ажурный мостик с загадочным названием «Дамский каприз».

Первый мостик у Романовской горки появился около 1892 г. Спустя несколько лет элегантный мостик получил название «Дамский каприз», т.к. был построен, как утверждают старожилы, по желанию какой-то весьма важной дамы, имя которой история не сохранила.

Павильон «Стеклянная струя»

Удивительный по красоте прозрачный пруд сложной формы с небольшим павильоном, уже более века привлекает к себе внимание посетителей Нижнего парка.

К открытию сезона 1896 года над водопадом из пруда была устроена кирпичная сень в виде беседки по оригинальному проекту главного архитектора КМВ И.И. Байкова, которая образовала небольшой парковый ансамбль «Стеклянная струя», включающий в себя пруд и водопад. Архитектурный стиль беседки соответствует стилю Нарзанной галереи, являясь как бы его частью.

Название «Стеклянная струя» связано с особым устройством лотка под полом павильона - он абсолютно гладкий, чистый, и потому сбегающая из Зеркального пруда вода падает с металлического уступа широкой ровной струей, напоминающей лист стекла.

Дача Шаляпина

Известным местом в городе является дом, где проживал в 1897 – 1917 годах Ф.И.Шаляпин. Причудливый дом построил в 1903 году по проекту архитектора Э.Ходжаева пятигорский купец М.И.Ушаков и подарил своей жене Пелагее Степановне, но в городе его называют «Дачей Шаляпина».

Великий русский поэт арендовал этот особняк и жил здесь с семьей с 23 июля по 21 сентября 1917 года.

В 1989 году в здании был открыт музей «Дача Шаляпина».

Дача Твалчрелидзе

В центре курортного района Ребровой балки весьма приметно устремленное ввысь стреловидными коньками крыш здание, стоящее на вершине холма. Этой даче суждено было быть дорогим подарком для любимых женщин.

Предположительно, здание было построено в 1905 году по проекту архитектора Э.Ходжаева.

Трехэтажная вилла на высоком каменном цоколе, с мезонинами и мансардами, создана в стиле «дачного» модерна. Похожая на замок, дача находится на широкой террасе с подпорными стенами и балюстрадой, к которой с разных сторон ведут разнообразные лестницы.

Памятники природы

Песчаные и меловые горы, окружающие Кисловодск, очень красивы и образуют многочисленные террасы с глубокими пещерами и гротами. Отдельные глыбы красных песчаников, выветриваясь, приняли самую причудливую форму.

Окрестности Кисловодска привлекают своей неповторимостью. На территории города и в ближайших окрестностях расположены редкие и достопримечательные объекты природы.

Живописная группа скал в курортном парке, называемые «Красные камни» - памятник природы, имеющие красно-бурую окраску и разнообразные формы выветривания.

В верхней части парка над Первомайской поляной среди старых сосен выходят серовато-желтые громады песчаника, образующие причудливые формы - «Серые камни».

В ущелье реки Ольховка находится Лермонтовская скала. Именно эта скала стала местом для дуэли Печорина и Грушницкого из повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери».

Скала причудливой формы состоит из песчаников и известняков, кое-где поросла травами и кустами. На её вершине находится небольшая площадка, которая заканчивается обрывом. Скала интересна и как археологический памятник. В её округе обнаружены остатки поселений и могильников VIII в. до н.э. – VIII в. н.э.

Лермонтовский водопад – находится на реке Ольховка. Высота водопада около 3-х метров. Считают, что именно этот водопад М.Ю. Лермонтов описывает в повести «Княжна Мери», как место, где Печорин кормил своего коня после прогулки к «Кольцо-горе».

О «Кольцо-горе» лучше Михаила Юрьевича Лермонтова не скажешь: «Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая «Кольцом», это – ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко». По тропинке, ведущей через субальпийский луг, нужно подняться к основанию Кольца, чтобы увидеть панораму города-курорта Кисловодска с садами и парками. Рядом с «Кольцо-горой» образовались галереи ниш, разделенные колоннами, обточенными ветрами.

В ущелье реки Аликоновка находится группа скал Броненосец и Миноносец. Эти огромные желтые скалы напоминают задранные над волнами носы кораблей.

Скала «Замок коварства и любви

Причудливые скалы из доломитизированных известняков нависают в ущелье справа и слева, по дну его мчится шумная река. Нижние пологие части склонов поросли орешником. Приятный подарок природы здесь - источник холодного освежающего нарзана. Естественные башни «Замка» настолько романтичны, что легенда, повествующая о трагической любви пастуха, воспринимается с большим интересом: слушатели обращают свои взоры к скале «Замок», откуда бросился в пропасть бедный чабан, влюблённый в красавицу княжну.

Клин-Яр

К западу от Кисловодска, в долине Подкумка, расположена скала Клин-Яр.

Скала Клин-Яр напоминает нечто вроде железнодорожного состава – вытянутая скала с плоской вершиной, иногда ее называют горой Паровоз.

Для археологов эта скала и окрестное урочище представляют большой интерес: здесь сохранились следы жизни древних народов. Вероятно, на скале была расположена одна из крепостей на Великом шелковом пути. Здесь немало интересного: три бассейна, вырубленных в песчанике для хранения воды и зерна, два оборонительных вала, можно найти черепки гончарной посуды, покрытые орнаментом. Находки, обнаруженные на Клин-Яре, археологи относят к VII - VIII вв.

Ущелье реки Березовки

На южной окраине Кисловодска начинается одно из горных ущелий – ущелье реки Березовки. Это ущелье пользуется популярностью у жителей города и приезжающих на наш курорт своими живописными картинами. Путешествуя по ущелью, мы видим, как с каждым километром местность становится все живописней. Справа возвышается стена доломитов, слева - поросшие травой крутые склоны, изрезанные короткими балками, перемежающимися с причудливыми скалами. Местами встречаются следы давних обвалов - хаотичное нагромождение огромных скальных глыб.

Километрах в восьми от города имеется минеральный источник с превосходными вкусовыми качествами.

В древние времена ущелье было густо заселено кобанцами, скифами, сарматами и аланами. По нему проходили дороги, на скальных обрывах и мысах располагались различные по размерам укрепленные поселки (останец Татарка, Мосейкин мыс, Зубчихинская балка и др.)

Медовые водопады

В среднем течении реки Аликоновки, в гранитной теснине находятся Медовые водопады. Водопадов всего пять. Большой водопад, падающий из бокового ущелья речушки Эчкибаш, высотой 18 метров, Жемчужный водопад высотою 6 метров – самый мощный. Успокаивающий шум водопадов, запахи цветущих лугов, кристально чистый воздух, яркое, даже жгучее солнце, окружающие скалы – все это, вместе взятое, благоприятно действует на любого человека, побывавшего у Медовых водопадов.

По преданиям, много лет назад в скалах, у водопадов, водились огромные рои диких пчел. Они обитали в трещинах, расщелинах, углублениях. Во время летних ливней соты размывались водами и тогда, как в сказке, по скалам стекали густые янтарные струйки меда. Пчел давно нет. Они погибли в одну из суровых зим, а название, данное местными жителями водопадам, сохранилось до наших дней.

Долина Очарования.

Долина с таким поэтическим названием находится в северных отрогах Джинальского хребта, между городами Кисловодск и Ессентуки. Даже в самое жаркое время года среди буйной лесной прохлады у студеных родников, очаровывает приятная прохлада, нежный запах лесных ландышей и фиалок, покой и тишина вдали от суетной курортной жизни. Долина вполне отвечает своему названию.

Боргустанский хребет.

Боргустанский хребет опоясывает Кисловодск с севера, защищая его от холодных ветров. С Боргустанского хребта открывается вид на Кисловодск во всем его объеме. Хорошо виден Эльбрус, Бермамытское плато и другие окрестности города.

Пояс известняков Боргустанского хребта представляет собой своеобразный город. Здесь есть пещеры Бабушкины окна, Новая, Темная и другие, в которых не бывал еще человек. Но наибольший интерес вызывает у местных туристов Монахова пещера, названная так потому, что в ней, по преданию, давным-давно обитал монах-отшельник.

Среди обломков известняка, скатившихся со склонов хребта, можно найти геологические сувениры: кристаллы кальцита, окаменевшие раковины моллюсков.

Большое и Малое Седло

Чтобы посмотреть на Эльбрус с панорамного пункта, достигающего высоты 1 325 метров над уровнем моря, ознакомиться с природой и живописными окрестностями Кисловодска, многие туристы и отдыхающие поднимаются на гору Малое Седло. На ее вершину ведут несколько путей: через Красное Солнышко, по туристской тропе и по западному отрогу.

Малое Седло более чем на 500 метров возвышается над уровнем центральной части Кисловодска. Отсюда открывается замечательный вид на окрестности города-курорта, на широкую долину Подкумка, на необозримое Бермамытское плато, изрезанное ущельями и зелеными балками. Далеко на юге - двуглавый Эльбрус и зубчатая цепь Главного Кавказского хребта.

С Малого Седла хорошо просматривается тропа, ведущая к двухвершинной горе Большое Седло, достигающей высоты 1 409 метров над уровнем моря. С горы Большое Седло открывается панорама горного архипелага – лакколиты Пятигорья: Машук, Бештау, Бык, Верблюд и другие.

К западу от Кисловодска, в долине реки Подкумок, одиноко возвышается Рим-гора, имеющая высоту 1 094 метра над уровнем моря. Скалы серо-желтых песчаников, словно крепостные стены, со всех сторон преграждают доступ на ее плоскую вершину.

Рим-гора - это памятник седой древности. На ее вершине сохранились явные следы жизни и деятельности человека далеких эпох. И теперь еще можно видеть вырубленные в скалах ступени, несколько высеченных бассейнов для хранения воды, груды грубо обработанных камней и, наконец, почти совсем уже засыпанную песком пещеру.

Среди наиболее интересных находок, обнаруженных здесь,— бронзовые украшения, камни с надписями, серебряный крест, древние золотые монеты с изображением греческого воина в шлеме.

Рим-гора - одно из старейших человеческих поселений Северного Кавказа, служившее охранным пунктом на древнем торговом пути, который частично проходил по долине Подкумка. Путь этот начинался на Черноморском побережье и вел к Каспийскому морю.

С Рим-горы хорошо просматривается окружающая местность.

Долина нарзанов

В 32 км от Кисловодска, в нижнем течении реки Хасаут на поверхность выходит около 20 углекислых минеральных источников. Эту часть ущелья реки Хасаут и называют Долиной нарзанов. Урочище, расположенное на высоте 1 300 метров над уровнем моря, ограниченное с севера крутыми склонами Скалистого хребта, с юга — лесистыми отрогами плато Бечасын, с востока — скалистой грядой, как бы замыкающей долину.

Чтобы попасть в Долину нарзанов, необходимо подняться на Кабардинский хребет, затем спуститься к небольшому аулу Кичи-Балык. От аула дорога поднимается на обширное плато и ведет по привольным субальпийским лугам до спуска в Долину нарзанов. Летом эти луга используются под отгонные пастбища и сенокосы.

Улица Профинтерна, свалка мусора, город-курорт Кисловодск, 9 июня 2013 года

Категория: Достопримечательности | Просмотров: 201 | Добавил: haka212564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar